• Почему мы празднуем старый новый год. Почему мы празднуем не только Новый год, но и Старый Новый Год? Церковь про Старый Новый Год

    Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

    Почему мы празднуем Новый год?

    Встреча Нового года - один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне. Мы знаем, что китайцы всегда устраивают по случаю Нового года, который у них наступает позже, чему нас, большие торжества, которые продолжаются в течение нескольких дней.

    Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась примерно в середине ноября. В это время они собирали урожай. Поскольку в это время все собирались вместе и поскольку после сбора урожая они могли отдохнуть от работы, то они и устраивали по этому поводу веселый праздник. Хоть это и был всего лишь ноябрь, они считали его началом нового года!

    Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь!


    История и традиции празднования Нового года в разных странах всегда была и остается одной из интересных тем для обсуждения, особенно это актуально в пору предстоящих новогодних праздников, которые мы все с нетерпением ожидаем, как какого-то Чуда. Сколько стран, столько и традиций празднования этого замечательного новогоднего торжества. Истоки этих традиций относятся к далекому прошлому.Но хотелось бы остановиться на истории празднования нового года на Руси. Ведь знать свои народные традиции это не менее важно, чем знать традиции других зарубежный стран.

    Вкратце можно разделить историю празднования нового года на Руси на четыре исторические вехи:

    Дохристианский новый год;

    Прежде всего нужно отметить, что все изменения связанные с празднованием нового года связаны с важными историческими событиями, но при этом древние обычаи сохранились до наших дней.

    Остановимся на каждом из этапов немного подробнее.Дохристианский новый год относится к глубокой древности. Ему были присущи различные богослужебные обряды, торжественные приношения и забавы. Почти все христианские праздники возникли на месте старых языческих обрядов. Так по одной из версий, день рождение солнца, по старому стилю он праздновался 24 декабря, перешел в канун Рождества Христова. Святки или Святые вечера также изначально имеют дохристианское происхождение. К святочному периоду готовили новогоднее обрядовое печенье, с характерными названиями: «коровки», «каракульки», «крендельки» и другими шуточными названиями. Но обрядовый новогодний ужин у древних славян – это отдельная интересная тема, которую мы сейчас затрагивать не будем. Несомненно, нужно отметить, что в этот период зародился обряд колядования, который сохранился и по наши дни. Детвора, в то время ходила по домам, поздравлять хозяев с новым годом. Войдя в дом, мальчишки кланялись хозяину и посыпая зерном пол, приговаривали: на счастье, на здоровье, на новое лето. Взамен их угощали различными сладостями с особым радушием, так как по поверию стариков они приносили в дом богатство и счастье.

    Как известно, становление христианства на Руси произошло в X веке, проще говоря, ознаменовало Крещение Руси. Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии. Новое летоисчисление, стали вести со дня сотворения мира, и новый год его начинался первого марта.

    У земледельческих народов, празднование нового года было связано с началом полевых работ. Нужно отметить, что в Средней и Северной России март никогда не был началом весенних полевых работ, связанных с посевом и уходом за ним. Такое несоответствие мартовского нового года трудовым процессам формировало в русской народности чуждое средиземноморское явление. Возможно поэтому, этот период характеризуется полным отсутствием каких-либо обрядов, связанных с мартовским новым годом.

    Поговорим о переносе нового года на 1 сентябряПо одним сведениям в конце XV века, а по другим в середине XIV православная церковь, в соответствии с определениями Никейского собора, осуществила перевод начала года на 1-ое сентября. Расхождение во мнениях, связано с тем, что в XIV веке еще не было единого государственного образования как такого, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным. К концу XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время года стал прослеживаться более отчетливо, подтверждение чему можно найти в письменных источниках. Такое летоисчисление продолжало оставаться до реформы Петра I, который своим указом от 15 и 19 XII 1699 года ввел летоисчисление от Рождества Христова, а начало года с 1 января. Здесь важно отметить, что православная церковь по сей день отмечает 1-ое сентября как начало нового года. Поэтому существует двойная система отсчета года: церковная и официальная.

    Это событие связано с подписанием декрета СНК РСФСР от 24 января 1918 после Великой Октябрьской Социалистической революции, провозгласивший введение Григорианского календаря. Он был общепринят в европейских государствах, с поправкой на 13 суток. С этого времени в России Новый год считается одним из самых веселых, долгожданных и радостных праздников.А вот обычай наряжать новогоднюю и рождественскую ёлки пришел к нам из Германии еще во времена Петра I. Ёлка доставляет всем, а особенно детям, особенное радостное препровождение времени, разноцветные игрушки и гирлянды не могут оставить равнодушным никого. И как приятно обнаружить ранним утром подарок под новогодней Ёлкой. Все это празднество просто зачаровывает и создает чудесную атмосферу волшебства!

    В нашей стране много красивых зимних праздников. Новый Год мы празднуем дважды. Снова наполняем бокалы шампанским в ночь на 14 января, садимся за праздничный стол и не торопимся убирать .

    Исторический феномен

    Новый год в России — один из самых интересных, с точки зрения истории, праздник. До XV века (1495 г.) новый год начинался в марте и был связан с пробуждением земли от зимней спячки. В 1495 году всё изменилось: дата наступления нового года переместилась на 1 сентября.

    Позже Пётр Первый, решивший не отставать от Европы, распорядился праздновать Новый год 1 января. В декабре 1699 года он издал Указ, по которому встреча 1700 года должна была состояться 1 января, а не в сентябре. В тексте Указа содержались строгие наставления: украшать дома еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветвями, в полночь в воздух палить из ружей и мушкетов, всю праздничную неделю жечь костры на улицах и устраивать фейерверки на Красной площади.

    Алексей Толстой в историческом романе «Пётр I » описывал состояние простого народа и бояр, у которых рушился привычный уклад. Многим казалось, что скоро «вострубит труба Страшного суда». Постепенно все привыкли к наряженным елям и суматошному празднику, который стал ежегодно отмечаться 1 января по юлианскому календарю, т.е. по «старому стилю». Этот календарь ввёл император Древнего Рима Юлий Цезарь, взяв за основу солнечный год, а не астрономический. В Россию юлианский календарь пришёл из Византии.

    Так было до Октябрьской революции 1917 года. Большинство других стран давно уже жило по григорианскому календарю . Он был введён папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года (XVI век), чтобы не было расхождений с астрономическими данными. Разница между юлианским и григорианским летоисчислениями сегодня составляет тринадцать дней.

    В 1918 году правительство большевиков приняло решение перейти на единое во всём мире летосчисление. В.И.Ленин издал соответствующий Указ о переходе на григорианский календарь. Это исключало путаницу и сложности в международных отношениях: дипломатии, почте, расписаниях поездов и т.д. Русская Православная Церковь сохранила традиционное летосчисление и продолжала жить по старому календарю. Она датировала праздники по старому стилю, подчёркивая свою уникальность.

    Сегодня в некоторых справочных изданиях даты рождения и смерти людей, различных событий дореволюционной России приводятся по двум календарям, т.е. по новому и старому стилю. Так случилось и с Новым Годом, который начинается 1 (14) января. На Старый Новый Год православным людям не приходится отказывать себе в еде и веселье. По юлианскому календарю он наступает после (7 января), т.е. после окончания строгого . По григорианскому календарю Рождество празднуется 25 декабря.

    Поместные православные церкви некоторых зарубежных стран (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская) также используют в наше время юлианский календарь. По юлианскому календарю живут и некоторые монастыри и приходы в тех странах, где в церковном богослужении принят григорианский календарь (например, Афон в Греции). Кроме того, юлианский календарь принят в Украинской грекокатолической церкви и в Российской грекокатолической церкви.

    Васильев вечер

    В ночь с 13 на 14 января отмечается Васильев вечер , а 14 января — Васильев день (Коляда). Об этом весёлом, щедром на еду и питьё празднике можно прочитать в статье .

    Праздник нравится всем: девушки гадают на суженого, а садоводы трясут в садах яблони ради хорошего урожая.

    В этом году мы снова будем поздравлять родных и друзей не только с Новым, но и со Старым Новым Годом! Желать им счастья, любви, здоровья и радости! Дарить подарки, сидеть поздним вечером за праздничным столом и в полночь поднимать бокал с шампанским. Как хорошо, что для этого есть повод!

    P.S.

    С каждым столетием григорианский и юлианский календари всё больше расходятся во времени. Разница накапливается, и к 2100 году она составит не 13, а полных 14 дней.

    © Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    Встреча Нового года - один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы, другие приписывают это древним германцам, а третьи полагают, что это были римляне.

    Мы знаем, что китайцы всегда устраивают по случаю Нового года, который у них наступает позже, чем у нас, большие торжества, которые продолжаются в течение нескольких дней. Древние германцы установили празднование Нового года по причине смены времен года. Зима у германцев начиналась примерно в середине ноября. В это время они собирали урожай. Поскольку в это время все собирались вместе и поскольку после сбора урожая они могли отдохнуть от работы, то они и устраивали по этому поводу веселый праздник. Хоть это и был всего лишь ноябрь, они считали его началом нового года!

    Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на первое января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесет с собой хорошую новую жизнь!

    ФОТО Getty Images

    Мы возрождаемся. «Времена года можно уподобить как времени суток, так и периодам нашей жизни, - утверждает Владимир Баскаков. - Ведь в природе все циклично». И если весна - это утро и детство, то получается, что зима - это ночь и смерть. Новый год отличается от всех остальных праздничных дней года в первую очередь тем, что это вовсе не «день» - мы начинаем праздновать поздним вечером 31 декабря, а Новый год наступает в полночь. И хотя формально Новый год завершает лишь первый зимний месяц, для многих он знаменует собой середину холодного времени года. И вот в самом центре этой тьмы, холода и покоя возникает яркая точка жара, активности, жизни - праздник, веселье. Мы северная страна, у нас на Новый год холодно, и с танатотерапевтической точки зрения это очень удачно, потому что так обеспечивается максимальный контраст, и тем ярче мы переживаем свою жизненную силу и способность к возрождению».

    Мы участвуем в ритуале. Елка, гирлянды, салат оливье, фильм «Ирония судьбы», речь президента, бой курантов, шампанское, подарки… Порядок действий в новогоднюю ночь предсказуем. В этом смысле его можно считать ритуалом. «Латинское слово ritualis означает «знаемую последовательность известных действий, которая гарантированно приводит к знаемому результату», - напоминает Владимир Баскаков. Необходимость заботиться о результате таким образом отпадает, и мы можем со всей полнотой отдаться переживаниям каждого настающего момента. У ритуала есть объединяющая функция - мы все вместе, и знакомые, и незнакомые, выполняем одни и те же действия, и это сплачивает группу, будь то семья, дружеский круг или общество в целом. И, поскольку успех нам «гарантирован» (ведь Новый год обязательно наступит), это на символическом уровне укрепляет нашу уверенность в том, что и другие наши действия приведут к желаемым результатам.

    Кстати, рост тревожности, который ощущают некоторые из нас в преддверии новогодних праздников, может быть связан с неустойчивостью ритуала, с непониманием своего места в нем. Тогда, может быть, следует продумать все заранее, написать план? «Не стоит, - не соглашается Владимир Баскаков. - Мы и так все время обдумываем свои поступки и ставим себе сознательные цели… Во время праздника нам незачем опасаться провала: как бы «неправильно» мы ни поступали, все равно за 31 декабря придет 1 января. Так что у нас есть возможность безопасно попробовать другой способ действия и восприятия: открыться происходящему и прислушиваться к своей интуиции, пусть она сама подскажет, что делать».

    Мы расстаемся с прошлым. «В наполненный до краев бокал не нальешь еще шампанского, - замечает Владимир Баскаков, - так что если мы хотим получить нечто новое, это значит, что мы должны освободить для него место, расставшись с чем-то». Но расставание не всем дается легко. Сама эта ситуация может вызывать тревогу и даже страх - причем независимо от того, с хорошим или плохим мы расстаемся. «Я иногда предлагаю упражнение, с помощью которого можно понять, как мы переживаем расставание, - рассказывает Владимир Баскаков. - Два человека становятся лицом друг к другу на расстоянии примерно десяти шагов. Потом один из них немного поворачивается боком к другому, как бы собираясь уходить. Он еще не ушел, только обозначил направление, а у «остающегося» это вызывает сильную реакцию, он испытывает печаль. Тогда я спрашиваю: «А вы хотите, чтобы он ушел?» И часто ответ: «нет». Тогда я предлагаю спросить «уходящего», а хочет ли он уходить. Может быть, он сам хочет остаться? После вопроса он останавливается». В этой точке возникает возможность выбора, когда мы можем повлиять на происходящее, можем взаимодействовать - в приведенном примере с другим человеком, но так же и с обстоятельствами - вступать в диалог, высказывать свои пожелания. В Новый год мы вспоминаем прошедшие события, заново оцениваем их, решаем, что нам хочется взять с собой в будущее, а что оставить в прошлом.

    А если мы все же теряем что-то, что было нам дорого? «Возможно, в этом случае мы будем грустить. И наша грусть будет свидетельством ценности того, что у нас было». Психотерапевт напоминает историю Франциска Ассизского, который горевал о своем умершем друге и сказал так: «Я безмерно несчастлив, оттого что потерял его, но я безмерно счастлив, что у меня был такой друг». Жизнь состоит из дуальностей: вдох-выдох, день-ночь, радость-грусть. Это и есть жизнь. «Принимая свою грусть, мы открываем себе возможность переживать радость», - подчеркивает Владимир Баскаков.

    Мы возвращаемся в детство. Не буквально, конечно, а символически. «Мы всегда покупаем живую елку, - признается Владимир Баскаков. - Даже если ее приходится искать, как в этот раз, мы купили ее в Подмосковье, она пушистая и пахнет настоящей смолой. Мир детства - это мир запахов. В детстве пахнет все, пластилин, карандаши. Запах - это машина времени, он мгновенно возвращает нас в ту обстановку, где мы с ним встретились впервые». А если у кого-то в детстве была искусственная елка? Тогда, возможно, на первый план выступят какие-то другие впечатления. Важно то, что мы оживляем свои детские воспоминания и свежесть тогдашнего мировосприятия. Мы можем даже немного играть в беззаботность и веселье, создавать «театр праздника», где у каждого есть своя роль. «Мы только ставим елку, - продолжает Владимир Баскаков, - а наряжать ее приезжает наша взрослая дочь. Она специально едет ради этого с другого конца города. Это традиция и повод собраться вместе». Исполняя обычаи и поддерживая семейные привычки, которые передаются из поколения в поколение, мы придаем событиям повторяемость, а жизни устойчивость, и становимся участниками вечного цикла обновления.