Ленится высасывать "заднее" молоко". Переднее и заднее грудное молоко — как правильно кормить малыша Грудничок ленится
И старше проходит индивидуально. Есть общие нормы, на которые стоит опираться. Но все же детки разные. Бывают особо ленивые, которые не хотят двигаться. Как быть в такой ситуации?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ
Инна, мама 5-месячной девочки, поделилась, что ее дочь никак не хочет переворачиваться. Она делает ей массажи, развивает, но все безрезультатно. Малышка уже хочет садиться, подтягивается на ручках и даже пытается становиться на ножки, а вот с переворотами у нее сложно.
Что делать в такой ситуации?
Ребенок до года осваивает свое тело, начиная с головы и заканчивая ногами. Сначала идет голова, потом шея, плечи и руки, спина и ножки. Важно соблюдать эту последовательность. Когда малыш лежит на животе, сгибайте его ручки в локтях и кладите ладонями вниз поближе к телу. Так кроха учится поднимать голову с упором на руки, то есть осваивает плечи и руки. Параллельно с этим ребенок обучается еще одному движению - скручиванию. Именно оно отвечает за перевороты с животика на спину.
Специалист по физическому развитию Екатерина Лещинская советует делать несколько упражнений, которые помогут .
- Положите ребенка на живот с упором на предплечья, возьмите один локоть и подтолкните его под грудь малыша и немного вверх. Когда малыша удалось уложить на бок, возьмите его за бедро и «докрутите» до положения на спине. Затем выполните обратный поворот на животик. Легко поверните левое бедро, перекиньте левую ножку через правую и одновременно подталкивайте к повороту плечевой пояс.
- Положите ребенка на спинку на своих коленках. Одной рукой медленно водите перед ним игрушкой справа налево, описывая полукруг. Малыш будет тянуться за игрушкой и поворачивать плечи и ручки.
- Уложите кроху на ровную поверхность на спинку. Поворачивайте его берда то в праву сторону, то в левую. Немного поупражнявшись, перейдите к более сложному варианту. Поверните бедро, затем скрутите и переложите малыша на животик с упором на руки. Потом переворачивайте на спинку - и так несколько раз. Затем в обратную сторону.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ПОЛЗАТЬ
Что делать в такой ситуации?
- Прежде чем , научите его стоять на четвереньках. Понаблюдайте за малышом. Когда он лежит на животике, он должен упираться на предплечья и стараться выпрямить руки. Если у него с этим трудности, попробуйте развивающие упражнения для ручек.
- Когда с руками задача выполнена, перейдите к ножкам. Сгибайте ноги ребенка по-лягушачьи. Не ждите, что малыш сразу поползет. Он может немного запутаться, так как чтобы поползти, ему нужно отталкивать ножки назад. Это получится не сразу. Поэтому для начала нужно зафиксировать само стояние на четвереньках. Когда кроха научится этому, можно перейти и к ползанью.
- Если проблема с ножками - ребенок не хочет класть их в позу лягушки и отводит назад - попробуйте следующее упражнение. Согните ножки по-лягушачьи, а ручки малыша обоприте на себя так, чтобы малыш стоял почти вертикально. Пусть кроха освоится с этой позой и научится держать равновесие в таком положении.
«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».
Истинные причины лени
По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:
- Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
- Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
- Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
- Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
- Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
- Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.
Что может скрываться за ленью ребенка
Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:
- Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
- Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
- Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.
Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.
Борьба с детской ленью
Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:
- Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
- Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
- Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
- Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
- Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.
Что говорят психологи, если ребенок ленится
Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?
Поручения, чтобы избавить от лени
Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:
- 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
- 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
- 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
- приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.
Игры, способные побороть лень
Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:
- Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
- Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
- Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
- Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
- Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.
Приучение к домашнему труду
- Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
- Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.
Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.
- За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
- Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.
Чтение, как метод, чтобы победить лень
Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.
Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.
Важно!
Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.
Фольклор против лени
С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.
Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Плохо ветвям без ствола.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Человек трудится - земля не ленится.
Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.
Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.
Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:
Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.
Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.
Переднее и заднее грудное молоко — как правильно кормить малыша
Казалось бы, молоко, которое вырабатывается в груди кормящей женщины, одинаково по составу, и главное в грудном вскармливании – чтобы ребенку просто хватало питания. Но объем грудного молока — это не главное.
- Переднее и заднее молоко: как правильно кормить младенца
На самом деле в груди вырабатывается молоко, как единая субстанция, но в силу своих физико-химических свойств оно как бы разделяется на 2 фракции: переднее и заднее. Что это значит, как отличить одно от другого – рассмотрим чуть ниже.
Сразу нужно сказать, что младенцу должно хватать и того, и другого, — иначе питание не будет полноценным. При правильно налаженном грудном вскармливании новорожденный получает обе фракции в полном объеме. И так должно быть – это норма.
Переднее молоко малыш съедает (а точнее, выпивает) за несколько первых минут кормления. В процессе расслоения первая фракция (более жидкая) оказывается в протоках ближе к выходу. Объем его меняется в зависимости от перерывов в кормлении и никак не зависти от пищевого рациона женщины. Несколько первых миллилитров передней фракции ребенок поглощает минут за 5 и уже справляется с этим «первым блюдом». Оно более водянистое, и ребенок, поглощая его, утоляет жажду, восполняет потребность в минералах, витаминах и белках.
Переднее молоко выглядит несколько иначе, чем заднее. Если его сцедить и оставить в стакане, то вы обнаружите, что оно:
- очень светлое;
- белого цвета с голубым оттенком;
- почти прозрачное.
Переднее молоко присутствует в протоках грудной железы в свободном состоянии. Оно содержит:
- водорастворимые минералы, антитела и витамины, выполняющие иммунорегулирующую функцию;
- белки, участвующие в построении всех клеток организма;
- лактозу, необходимую для нормального функционирования нервной системы, а это правильное развитие грудничка и здоровый сон.
Этот перечень веществ свойствен и заднему молоку. Единственное отличие – содержание жиров.
Переднее молоко будет первым, до которого доберется грудничок. Как понять, сколько он съел именно переднего молока? Для этого не нужно предлагать вторую грудь, если ребенок лишь немного поел из первой. Надо подождать и вновь предложить ту же грудь – если малыш еще не добрался до заднего, он быстро проголодается и охотно начнет сосать из первой груди – там как раз «подоспеет» порция более насыщенного заднего молока.
При грудном вскармливании необходимо, чтобы в желудок младенца попадало и заднее молоко. Его состав отличается от переднего количеством липидов – жиров. Их содержание больше в 2-3 раза, по сравнению с передним молоком. Когда начинается процесс поглощения заднего молока – сказать трудно: ведь в груди не существует некоего водораздела, который бы четко ставил границу между двумя фракциями «молочной продукции».
Заднее молоко выходит в протоки сразу после их опорожнения от переднего. Выглядит процесс так. Переднее молоко находится в протоках, а более жирная часть ютится в альвеолах. Крупные, тяжелые молекулы липидов объединяются и оседают на стенках.
Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, сначала высасывает переднее молоко, а потом гладкомышечные клетки в грудной железе «приступают к работе»: они выдавливают капли жирного молока поближе к выходу, помогая младенцу достать самую сытную порцию. Но назвать ее лучшей нельзя, так как молоко – это единое целое. Первая часть позволяет восполнить организм малыша необходимыми веществами и водой, вторая – энергией и жирами.
Сколько молока поступает в каждое кормление? Трудно сказать точно, потому что объем молока у всех мам разный. Он зависит от особенностей работы ее гормональной системы и от потребностей новорожденного.
Заднее молоко выглядит более густым, оно насыщенно-белое, содержит жиры, факторы роста. Достаточное количество заднего молока обеспечивает ребенку ощущение сытости, своевременную прибавку в весе, здоровый крепкий сон. Узнать о недостатке заднего молока можно по отсутствию этих признаков благополучия.
В полупустой груди – молоко всегда жирное. Поэтому когда вы кормите малыша на ночь и у вас ощущение, что молока недостаточно не волнуйтесь. Тот объем, который есть, покрывает энергетические затраты малыша.
Переднее и заднее молоко: как правильно кормить младенца?
Никто точно не скажет, сколько нужно переднего и заднего молока вашему ребенку. Но по его состоянию будет понятно, попадают ли в его организм обе порции или он ограничивается только легкодоступным передним молоком.
Чтобы выработка молока шла постоянно, необходимо прикладывать новорожденного к груди чаще. Порой аппетит появляется во время еды, поэтому есть смысл обеспечить малышу возможность сосать каждый раз, как только он хоть немного захотел есть. Для этого некоторые мамы держат ребенка в слинге, занимаясь домашними делами, или берут его на руки по первому требованию.
Часто менять грудь, предлагая в одно кормление то одну, то другую, не надо: ребенок может начать лениться, так как для получения заднего молока ему приходится «работать», а переднее достается ему почти без усилий, до него добраться легко.
Если кормить ребенка редко, то заставить его правильно питаться будет почти невозможно: за время длительного перерыва состав молока вновь поменяется: заднее снова скроется глубоко, и малыш опять получит переднее. Чтобы накормить малыша и передним, и задним молоком, недостаточно подержать его несколько минут у одной груди, а в следующий раз дать вторую.
Может случиться так, что ребенок не хочет долго сосать, в результате чего ему достается постоянно лишь переднее молоко. Узнать, сколько конкретно он получил молока за одно кормление, можно, но лучше просто проследить за его состоянием. Если он спокоен, хорошо набирает вес – все в порядке. Если часто капризничает, хочет есть, плачет – значит, нужно будет «научить» его съедать обе порции.
Что делать, если ребенок ленится, не сосет долго? Если вы точно уверены, что он не высасывает заднее молоко, врачи рекомендуют попробовать следующее.
Кормите ребенка каждые 3 часа, даже если он еще не просит есть. Не давайте ему во время одного кормления обе груди – пусть в течение 2 часов получает молоко только из одной груди. Не докармливайте его смесями – дети, которые ели такие «добавки», вскоре вовсе отказывались от попыток «достать» заднее молоко. Для этого нужно трудиться, а после смесей у детей нет желания прилагать усилия для достижения сытости. Зачем, если пищу можно получить без особого труда?
Можно сделать и так: подождать, пока малыш насосется, затем подержать его несколько минут вертикально, чтобы вышел воздух, и вновь приложить к груди.
Ребенок предпочитает только переднее молоко? Не давайте ему бутылочек, сосок – все это нужно убрать подальше. Пусть он имеет возможность сосать только грудь матери. Придется проявить терпение, чтобы научить малыша «работать».
Но существуют ситуации, когда это делать необходимо (но строго по рекомендации врача и непостоянно) – в частности, при частичной лактазной недостаточности – у грудничка вырабатывается в недостаточном количестве фермент лактаза, участвующий в расщеплении молекул лактозы (молочного сахара).
Ребенок съедает переднего молока больше чем нужно – в итоге у него наблюдаются:
- срыгивание;
- вздутие живота;
- пенистый стул.
Почти все время будет плохой сон, частые капризы. Малыш плачет, беспокоится. Избыток переднего молока вызывает брожение в кишечнике новорожденного. Поэтому, если такого молока поступает больше, чем нужно, его приходится сцеживать.
Возможна врожденная лактазная недостаточность, когда малыш в принципе не переносит лактозу. Молоко приходит, но им ребенка нельзя кормить. Придется перейти на искусственные безлактозные смеси.
Как и зачем сцедить заднее молоко?
Заднее молоко сцеживают после кормления только в крайних случаях. Ручным способом можно сделать это так: положить большой палец сверху ареолы, а остальные – внизу, и, поддерживая грудь другой рукой, осторожно выдавить молоко. Нельзя браться за сосок – так его легко повредить.
Молокоотсосом очень сложно сцедить заднее молоко. Поэтому если ваша цель сцеживания – профилактика лактостаза при узких грудных протоках – ручной способ сработает лучше.
Мы уже знаем, как понять, что ребенок получает заднее молоко. Конечно, бывают случаи, что грудное вскармливание налаживается не сразу.
Первые три месяца мать и малыш приспосабливаются друг к другу: у матери начинается выработка молока в количестве, необходимом ребенку, а новорожденный учится съедать всю предложенную порцию. Первое время может наблюдаться дисбаланс: это нормальное явление, не надо сразу же впадать в панику, докармливать малыша смесями или вовсе переходить на искусственное кормление. Пройдет время, и вы научитесь понимать, сколько съел ребенок, достаточно ли ему обеих порций.
Чтобы процесс привыкания шел быстрее, чаще берите ребенка на руки, кормите, в том числе и ночью, обеспечьте ему тактильный контакт. Немного терпения – и все придет в норму!
С самого раннего возраста ребенок начинает изучать собственное тело и его возможности. И все это - в постоянном движении. Поначалу новорожденный просто моргает, улыбается, двигает ножками и ручками, а уже позднее начнет ползать, садиться и, наконец, делает первые неуверенные шаги. Обычное, казалось бы, ползание на самом деле - отличная тренировка мышц, к тому же такой способ передвижения помогает ребенку гармонично развиваться. Педиатры дружно утверждают, что ползание - подготовительный этап перед ходьбой. Во время ползания у ребенка укрепятся мышцы плечевого пояса, спины, рук и ног, улучшается координация. В общем, ползание просто необходимо. Но что же делать, если малыш ленится и не хочет ползать?
Помните, что ваш ребенок только начал открывать для себя этот интересный новый мир, ему нужно оторваться от мамы, начать изучать пространство и предметы, которые находятся вокруг. Дайте ему чуть больше свободы, почаще доставайте из кроватки или манежа, кладите на пол. Присядьте рядом: ребенку будет намного проще, когда мама или близкие люди находятся в непосредственной близости. Положите на небольшом расстоянии от малыша игрушки или мячик, он будет тянуться к ним, пытаться достать и одновременно учиться ползать.
Вот несколько упражнений, которые помогут научить ребенка ползать. Как говорится, проверено на собственном опыте и работает даже с очень упрямыми карапузами.
1. Первое упражнение поможет сформировать опору на прямые руки - это главное условие для того, чтобы начать ползать на четвереньках. Шестимесячный малыш должен научиться не только приподниматься на руках, но и желательно хватать одной рукой игрушку, опираясь при этом на другую. Если такой навык не сформирован, стоит немного помочь ребенку. Для начала положите его на живот, а перед ним, чуть выше головы, подвесьте игрушку. Чтобы схватить ее, ребенок будет приподниматься на руках и тянуться к заинтересовавшему его объекту. Если вдруг игрушка не вызывает интереса, сначала дайте ребенку ее потрогать, а потом постепенно поднимайте ее вверх.
2. Это упражнение поможет укрепить вестибулярный аппарат малыша, научит работать руками. Сделайте валик из одеяльца и подложите под грудь малышу (как и в первом упражнении ребенок лежит на животе). Голова и руки ребенка должны свисать с валика, ноги и живот при этом находятся на ровной поверхности. В таком положении ребенок может поворачивать головку и брать предметы обеими руками.
3. Учимся стоять на четвереньках . Для этого упражнения опять понадобится валик из одеяла, однако на сей раз его нужно подложить под живот и грудь малыша, чтобы ручки и ножки свисали над полом. В этом случае ребенок инстинктивно захочет на них опереться и будет вынужден встать на четвереньки.
4. Это упражнение научит ребенка ползать на четвереньках , чтобы его сделать правильно, лучше пригласить еще одного взрослого помощника. Заранее распределите роли: один из взрослых отвечает за работу рук ребенка, другой - за ноги. Затем поставьте ребенка на четвереньки на полу, перед ним положите привлекающую внимание игрушку. Далее один из взрослых двигает вперед левую руку ребенка, второй - правую ногу и так далее.
И не забывайте показывать ребенку положительный пример. Если мама, а еще лучше другой ребенок, будет ползать перед малышом на четвереньках, поверьте, так карапуз гораздо быстрее научится передвигаться сам. И напоследок несколько обучающих видео по этой теме.
” №6/2010 04.08.11
Мамам, у которых грудное вскармливание сложилось удачно, даже невдомек, что ребенок может лениться сосать грудь.
Однако интернет-форумы пестрят просьбами помочь наладить естественное вскармливание именно из-за нежелания, лени ребенка сосать грудь. Действительно ли эта проблема так распространена и серьезна?
Если ребенок не проявляет беспокойства от голода, а при прикладывании к груди сосет очень вяло и только первые (легко доступные) порции «переднего» молока, можно предположить что вам достался именно такой «ленивчик». Этот малыш очень быстро засыпает у груди, так и не наевшись. И даже увеличив время кормления, общее количество высосанного молока редко оказывается для него достаточным.
Предполагают, что у таких детей наблюдается замедленное созревание и функционирование центров голода (в гипоталамусе). Однако прежде чем записывать его в обидную категорию «ленивых сосунов» необходимо сделать «скидку на возраст». Если малышу нет еще и месяца, то такое поведение под грудью вполне нормально и объяснимо: малыш еще очень слаб после родов, быстро утомляется и засыпает. Если слегка потормошить кроху он часто возобновляет сосание, однако так же часто продолжает и дальше спать крепким сном. Если же малышу около 2-3 месяцев и он, пососав всего 10-15 минут, начинает отворачиваться, это вовсе не значит, что он ленится – просто наступил возраст, когда вашему крошке становится все интересно и он стремится не упустить возможности изучить мир. Однако, как правило, такие детки кушают часто и хорошо прибавляют в весе. Проверить достаточно ли ребенку молока при таком режиме сосания просто: проведите «тест на мокрые пеленки».
Ленивое сосание - это либо просто временная реакция ребенка на действия матери и многие другие факторы, либо переходная стадия перед полным отказом от груди (что в действительности встречается редко). Если же явление ленивого сосания действительно очень беспокоит и вас, и малыша, то прежде чем начать действовать, давайте разберемся с возможными причинами такого поведения.
Грудное вскармливание: почему ребенок ленится сосать грудь?
Использование бутылочки – наиболее частая причина. Как для кормления сцеженным молоком, так и для кормления смесью. Ведь для того, чтобы получить еду из бутылочки ребенку приходится прикладывать минимум усилий, не то, что при кормлении грудью, когда до самого сытного молочка нужно еще «добраться». Ребенок быстро (за пару раз) привыкает к бутылке и уже не желает трудиться около маминой груди – знает, что ему и так дадут покушать, при чем и утомляться при этом не придется – еда «сама бежит» в ротик.
Использование соски . Здесь все просто. Ни одна, даже самая анатомическая соска не способна повторить форму женского соска. В связи с этим при сосании соски задействуются несколько иные мышцы, чем при сосании груди. Привыкнув к соске, ребенок начинает и мамину грудь брать неверно. Тут часто и появляется третья причина.
Неправильное прикладывание. Ведь всем известно, что от этого зачастую зависит успешность грудного вскармливания. Когда ребенок берет грудь неверно, молоко течет плохо, стимуляция лактации происходит не в полной мере, на сосках появляются трещины, которые тоже не способствуют легкому сосанию малыша, да и маме доставляют неприятности.
Застои молока, трещины на сосках, закупорка млечных протоков и прочие неприятности, которые могут иногда сопровождать естественное грудное вскармливание . Эти явления могут значительно усложнить процесс сосания и без того «ленивому» малышу, ведь усилий, чтобы добыть молочко, нужно приложить в разы больше!
Как научить ребенка сосать грудь?
Итак, что же вы можете предпринять, что бы победить эту проблему и наслаждаться кормлением грудью , а не воспринимать его как многочасовую пытку?
Первое - решительно, без тени сомнения убираем все соски, бутылочки и (после обсуждения с врачом или консультантом по грудному вскармливанию) – смеси. Если ваш ребенок действительно нуждается в докорме (а определить это может только врач и желательно не один!), то давать смесь все же лучше с ложки или шприца. То же самое относится и к сцеженному молочку, если уж вам пришлось отлучиться из дома. Конечно, малыш не обрадуется таким переменам в привычном укладе жизни, но здесь важна ваша выдержка и понимание того, что вы ни в коем случае не «издеваетесь» над ребенком (как любят замечать некоторые окружающие), а действуете только ему во благо, спасая грудное вскармливание . Именно спасая, потому что в противном случае есть большая вероятность отказа малыша от груди полностью в пользу искусственных заменителей мамы. Ведь вы совсем не хотите этого, верно?
Во-вторых, налаживаем правильное прикладывание, которое так же постепенно избавит вас от многих проблем, таких как недостаток молока, трещины, застои и пр.
В-третьих, используя современные средства или «бабушкины» рецепты приводим в порядок грудь – залечиваем трещины, расцеживаем застои… Следует учесть, что если не наладить правильное прикладывание, трещины и застои могут стать вашими постоянными спутниками.
Приобретите слинг – тогда и ребенок сможет проводить у груди столько времени, сколько требуется ему, и вы сможете заняться домашними делами.
Практикуйте совместный сон. Если ребенок неохотно берет грудь – лучший вариант кормить его в «полудреме».
Делаем глубокий выдох и …. расслабляемся! Нужно понять и принять одну истину – молока у мамы столько, сколько нужно ее ребенку. И перестаньте контролировать количество высосанного молока, взвешивать ребенка после каждого кормления – этим вы создаете нервозную обстановку вокруг процесса сосания груди не только у себя, но и у малыша. А ребенок не должен получать никаких эмоций от сосания груди кроме умиротворения, спокойствия, сытости и удовольствия от близости к маме.
Представьте себе ситуацию, чтобы детеныш, скажем льва, ленился сосать грудь, отказывался от нее. Для него по сути это означает верную смерть! Ведь надеяться ему кроме мамы не на кого. Так почему же наши дети могут позволить себе отказаться от удовольствия кушать мамино молочко? Да потому что прогресс принес с собой, безусловно, много благ, которые мы зачастую используем сверх меры, просто потому, что нам так удобнее. Пожалуй, рождение ребенка лучшее время вернуться к нашим естественным инстинктам. Ведь только мама и ребенок знают, что благо для них обоих. И эта «тайна на двоих» прекрасна и неоценима.
Анна Осипян, консультант по грудному вскармливанию центра поддержки семьи «Мама-сити»:
Д ействительно, в нашей работе нередко встречаются дети, которые очень помалу сосут грудь, порой неэффективно. Мы (консультанты по ГВ) почти не используем в нашей работе понятие «ленивый сосун» - дело в том, что у ребёнка всегда есть какие-то причины, из-за которых он ведёт себя определённым образом у груди. Вот в таких случаях важно понять причину Оно может случаться как из-за мамы, так и из-за ребёнка. Что может делать не так мама - неправильно располагать ребёнка у груди, чаще всего – слишком далеко, тогда малыш «висит» на соске, высасывает мало молока, может быстро уставать и расстраиваться.
Со стороны ребенка проблем может быть больше:
- Короткая подъязычная уздечка. В большинстве случаев она распознаётся по характерному «цоканью» язычка во время сосания. Также ребенку может быть трудно изначально ухватить грудь, а если уж удаётся, то сосание даётся тяжело, приходится излишне напрягать мышцы, что приводит к быстрому утомлению, вследствии чего ребенок прекращает сосать грудь . Диагностировать короткую уздечку должен врач - стоматолог.
- Ребенок может быть ослаблен вследствие сложных беременности и родов, недоношенности, лечения медикаментами, гипоксии, сильно выраженной желтушки и т.д. С такими детьми нельзя полагаться на кормления «по требованию ребёнка», здесь вступают в силу кормления «по требованию мамы». Эти дети нуждаются в более частых кормлениях, так как едят очень помалу, также многие из них нуждаются в докорме. Мы советуем докармливать детеей из шприца, пипетки или с ложечки.
- Консультанты в своей практике очень часто сталкиваются с проблемой тонуса челюстно-лицевых мышц и языка, играющих важнейшую роль в сосании. Ребёнок может сильно сводить дёсны, зажимать губы, неправильно работать язычком – всё это также приводит к неэффективному сосанию и часто к боли в сосках у мамы. С такими проблемами чаще сталкиваются те мамы и детки, у которых в родах были стимуляция, выдавливание, большое количество медикаментов, а также кесарево сечение. В последние десятилетия в решении подобных проблем очень хорошо себя зарекомендовала остеопатия. 1-3 сеанса щадящей остеопатической техники руками профессионала могут значительно облегчить ребенку процесс сосания, а также снять многие другие беспокойства, так как благотворно воздействуют на организм в целом.
Также очень полезным и действенным «лечением» будет контакт «кожа –к –коже». Просто носите и кормите ребенка без одёжки, прижимая нежное тельце к своей коже – и вы, и он будете испытывать большое удовольствие от этого.
Если же «ленивый сосун» успевает за короткие кормления насосать достаточное количество молока для нормального набора веса, чувствует себя хорошо и развивается по возрасту – значит, он сосун не ленивый, а замечательный!