Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни Что вы можете чувствовать
Этот возрастной этап - важный рубеж в жизни ребенка: заканчивается третий триместр первого года жизни. Деление года на триместры или четверти не случайно. Каждые три месяца - от рождения до трех, от трех до шести, от шести до девяти и от девяти до двенадцати - организм как бы одолевает очередную ступень развития. К концу третьей четверти года главная особенность этой ступени - так называемая вертикализация, т.е. умение стоять у опоры (барьер манежа, перильца кроватки), многие малыши пробуют и передвигаться - переступать вдоль опоры.
Если ваш ребенок еще не встает на ножки, но активно передвигается на четвереньках - ничего страшного, он может встать и на следующем месяце. Если же малыш предпочитает сидеть, ползать не любит, посоветуйтесь с врачом. Возможно, врач, не найдя у ребенка никаких признаков заболевании, объяснит вам, что ваш малыш - из разряда флегматиков, которых надо активизировать, учить вставать и активно тянуться за игрушкой, выполнять соответствующие гимнастические упражнения.
На девятом месяце интенсивно развивается активная речь. Появляется первый осмысленный лепет. "Ма-ма", "ба-ба", - лепечет малыш, увидав маму или бабушку. Но, конечно, такие успехи делают дети, с которыми занимаются. Ласково, терпеливо называйте малышу хорошо знакомые предметы, людей, учите по вашей просьбе подать игрушку, платочек, протянуть ручку, дети этого возраста охотно откликаются на предложение поиграть в "ладушки", "прятки" (поищи куклу), знают свое имя и поворачивают голову, если к ним обращаются по имени.
Очень важный момент - совершенствование тонких движений кистей рук (если с малышом занимаются!). У ребенка должны быть пирамидки из 4-6 колечек, мисочки или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные пластмассовые кубики, органчик-вертушка, из которого можно извлекать звуки. Все эти игрушки побуждают ребенка к действию.
К концу месяца во время кормления ребенку можно дать в руки чайную ложку. Вложите ее в правую ручку, а в левую можно дать кусочек подсушенного хлеба или печенья. Суп ребенок пока еще не сможет есть сам - начинайте с каши или пюре. Малыш первым делом попробует стучать ложкой по столу, по тарелке. Спокойно остановите его, покажите, что ложка предназначена для более интересного дела - ею можно брать из тарелки еду и отправлять в рот. Вначале малыш будет пачкаться, ронять кашу на стол - это не страшно. Замечено, что дети, рано приученные пользоваться ложкой, раньше начинают говорить и лучше произносят "трудные" звуки ("р", "ш") - умение пользоваться ложкой, так же как и действия пальчиков, стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга. Надо вырабатывать у малыша и первые навыки поведения за столом, формировать привычку к порядку. Не советуем кормить его за общим столом, когда едят взрослые. Это возбуждает и отвлекает ребенка.
Рацион питания ребенка остается в основном прежним. Если у малыша нет диатеза, можно раз-два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Если ваш ребенок до этого возраста питался преимущественно консервированными овощными и фруктовыми пюре, готовыми (инстантными) кашами быстрого приготовления, начинайте постепенно вводить блюда, которые вы готовите сами, - позднее будет сложно отучить его от слишком нежной пищи.
Обычно к третьей четверти года у мамы уменьшается количество грудного молока. В теплое время года, когда высока вероятность кишечных инфекций, желательно сохранить хотя бы два кормления грудью - утреннее и вечернее. Если же это не удается, замените адаптированной смесью или кефиром сначала утреннее кормление, а через 7-10 дней - и вечернее. Если же молока у мамы достаточно, желательно давать ребенку грудь 2-3 раза в сутки до достижения им 1 года - 1 года 2-3 месяцев, разумеется, сочетая грудное молоко с необходимыми ребенку по возрасту продуктами.
До конца девятого месяца режим дня ребенка остается прежним, т.е. рекомендуется, чтобы днем он спал три раза. Но все дети - разные; ослабленным, утомляемым детям три дневных сна необходимы иногда и за пределами девятого месяца, а вот уравновешенных, спокойных детей к концу этого месяца уже можно перевести и на 2 дневных сна, т.е. увеличивается бодрствование, последовательность основных событий жизни ребенка становится такой: сон - бодрствование - кормление - бодрствование. Который из снов отменить, вам подскажет сам ребенок, но это должно быть в первой половине дня, а не во второй. На девятом месяце несколько более затруднительной становится прогулка - ведь ребенок еще не ходит, но уже не хочет (и не должен) долго сидеть, допустимо пользоваться прогулочной коляской, но долго оставаться в ней ребенку вредно - это нарушает формирование осанки, затрудняет кровообращение и дыхание. В такой коляске удобно довезти малыша до сквера или парка, а там уже можно то брать его на руки, то дать постоять, держась за коляску, то повозить его в ней.
В этом возрасте все более заметными становятся индивидуальные различия детей (например, у малышей из двоен или троен). Вес тела у вполне здоровых детей может колебаться от 8 до 10 кг, рост - от 70 до 75 см. Большой родничок уже может быть почти закрыт, а может еще иметь размеры до 1,5х1,5 см. И то и другое - норма.
- поощряйте самостоятельные игры малыша. Именно играя, ребенок проверяет приобретенные навыки и обретает уверенность в своих физических возможностях. Самостоятельная деятельность является основой для развития творческих способностей и фантазии ребенка. Но сначала покажите малышу, как обращаться с той или иной игрушкой. Вам придется сделать это несколько раз, пока ребенок усвоит. А потом пусть он играет сам. При этом не стоит ребенку одновременно давать больше двух игрушек — обилие игрушек рассеивает его внимание. Как выбрать игрушку читайте здесь.;
- изучая все вокруг, малыш активно перемещается по квартире. Но в тоже время он боится оставаться один. Некоторым малышам важно непременно видеть маму, другим — достаточно слышать ее голос. Но всем детям без исключения очень нужно в случае опасности — прижаться к родному телу. Чувствуя себя в безопасности и ощущая вашу поддержку, малыш быстрее преодолевает страх одиночества. Такое последовательное родительское поведение имеет и отдаленные положительные эффекты. У внимательных и заботливых родителей дети чувствуют, что любимы, поэтому более уверены в своих силах и легче адаптируются в обществе.
- если вы наметили выход на работу, то не пытайтесь 8-9-ти месячного кроху сразу оставить на незнакомого человека — это может стать серьезным стрессом для него. Вам следует не меньше чем за две недели познакомить малыша с вашим помощником и поначалу проводить много времени вместе. Постепенно малыш привыкнет к новому человеку и научится ему доверять, и вы сможете оставить их наедине.
- если родители малыша большую часть времени проводят на работе, то особенно важно, чтобы человек, ухаживающий за ним, постоянно напоминал ему о любви, которую испытывают к нему родители, и предупреждал об их приходе.
Ученые из Техасского Университета обнаружили, что маленькие дети, чьи мамы выходят на работу до исполнения ребенку одного года, нисколько не отличаются в своем умственном и социальном развитии от детей, с которыми мамы проводят все свое время. Немало психологов утверждает, что выход матери на работу отрицательно влияет на психику ребенка и материнские чувства женщины. Данные исследования не подтвердили такие опасения. Хотя работающие матери проводят с ребенком меньше времени, им удается компенсировать это: вечером после работы и в выходные дни они максимально стараются уделять внимание ребенку и меньше времени тратить на домашнюю работу. Так же доказано, что ребенок испытывает меньший стресс при выходе мамы на работу, если сохраняется грудное вскармливание.
Aletha C. Huston, проводившая исследование, говорит: «На отношения матери и ребенка больше всего влияют характер и убеждения матери, атмосфера в семье. Количество времени, которое работающая мать уделяет ребенку — не самый важный фактор. Почти всем матерям удается проводить с ребенком столько времени, сколько необходимо для его нормального развития».
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева
9-й месяц
Режим дня
В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.
Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.
Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он долго не сможет заснуть. Укладывать ребенка лучше спустя 30 минут после еды. Промежуток между окончанием второго дневного сна и началом ночного отдыха должен быть не менее 4 часов.
Помните о прогулках.
Прогулки
Ваш 8-9-месячный исследователь дома уже завоевал право на свободное передвижение и ждет того же и на улице. Наверное, стоит ему иногда это позволить. Многие дети в этом возрасте не желают сидеть в коляске во время прогулки. Поэтому все, что от вас требуется – обеспечить комфорт и безопасность ребенка. Запаситесь влажными салфетками и плотными штанишками для защиты коленок. Не ругайте малыша и не расстраивайтесь, если одежда испачкается. Зато сколько открытий сможет сделать ваш ребенок!
Вас тоже ждет сюрприз. Наверняка, вы удивитесь скорости, с которой ваше чадо способно передвигаться.
Если у вас есть возможность, вывезите ребенка на природу. Польза от этого будет огромная. Малыш прекрасно натренирует маленькие ручки, когда будет трогать чистый песочек, собирать в ведерко сосновые шишки и веточки, бросать камешки в речку.
Яркие впечатления и новые ощущения – прекрасный стимул для развития мозга. Замечено, что смена обстановки сопровождается скачком в развитии ребенка.
Заботы и дела для родителей
Сейчас крохе очень нравится быть в центре внимания. Сидя на своем высоком стульчике, он активно общается со всеми членами семьи. Однако ребенок должен иметь «свои» часы, когда он будет играть один.
Ребенка увлекает мир тихих звуков, а громкие его пока пугают. Ему интересно, что это там тикает на полке? А что шуршит у мамы в руках?
Смастерите для малыша погремушку из пластиковой бутылки, внутрь которой насыпьте песок или горох.
Общение с малышом
В возрасте 9-14 месяцев ребенок использует много жестов-знаков. Причем одни он изобретает сам, они индивидуальны, а другие характерны для большинства детей и их легко понять и узнать (такие жесты – «подражательные», так как они представляют собой простое подражание, имитацию движения, ассоциирующегося с услышанным словом или фразой).
В следующей таблице вы найдете основные подражательные жесты, к которым прибегают дети. Наблюдайте за своим малышом, делает ли он их, и записывайте те варианты, которые он изобрел сам.
Дети, еще не знающие даже 7 слов, обладают «словарем», который насчитывает до 70 осмысленных жестов.
Дело в том, что у них когнитивные и языковые способности развиты гораздо сильнее, чем собственно речевые, т. е. они понимают и знают гораздо больше, чем способны произнести. Обучение детей языку жестов помогает им лучше продвинуться в освоении грамматики и синтаксиса (в частности, освоить использование прошедшего и настоящего времен), да и языка в целом.
Процесс обучения обязательно должен протекать естественно. Например, если ребенок смотрит на танцующих детей, просто скажите ему слово «танец» и сопроводите его соответствующим жестом. Переверните одну руку ладонью вверх и указательным и средним пальцами другой изобразите на ней танцующие ножки. Дети быстро усваивают ассоциацию между жестом и словом, если показать им то или иное понятие на наглядном примере.
Детские игрушки
Резиновый мяч , который можно пинать ногами. Игра в «футбол» разовьет мышцы ног и координацию движений вашего малыша. Укрепите мяч «в ногах» кроватки, и малыш с большим удовольствием будет его пинать.
Игрушечный молоток. С его помощью ребенок будет развивать зрительно-моторную координацию, укреплять мышцы рук.
Покажите малышу, как стучать пластмассовым молоточком по крышкам от кастрюль, пустым металлическим банкам из-под кофе, пластмассовым бутылкам.
Мешочки или тряпичные мячи, сшитые из различных тканей и наполненные крупами (горох, бобы, гречка, фасоль), развивают мелкую моторику и тактильную (кожную) чувствительность, так как предоставляют возможность для исследования, хватания, бросания и т. д. Вы можете купить готовые мягкие игрушки с «крупяным» наполнителем ли сшить их сами. Данный текст является ознакомительным фрагментом.ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных
ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае
ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или
Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно
Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на
1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.
3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем
4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы
5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что
6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о
7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.
8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.
9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он
10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно
11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и
12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для
Развитие ребенка от 8 до 9 месяцев
Физическое развитие
На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки. Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.
Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.
В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.
Психическое развитие
Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.
Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку. Кроме того, ребенок сам начинает подражать действиям взрослых – пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.
Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол. Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.
Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей: одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.
Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом – переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.
Какие еще умения и навыки появляются в этом возрасте? На вопрос «Где?» малыш отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения. Карапуз знает свое имя и оборачивается на зов. С предметами ребенок обращается сообразно их свойствам: шар – катает, резиновую игрушку – сжимает и разжимает, емкости (коробки, корзинки, формочки) – вынимает один предмет из другого. Сейчас малыш уже хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: центры активности, шкатулки с сюрпризами, игрушки с веревочками, за которые можно тянуть, музыкальные игрушки с кнопками, погремушки, маракасы, молоточки с пищалками, прозрачные пластиковые бутылки с крупами, камешками, разноцветными бусинками, мягкие игрушки с наполнителями, мягкие игрушки с деталями на липучке, мячи, пирамидки, игрушки с прорезями, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами.
После 36 недель беременности вы будете встречаться со своим врачом каждую неделю. Как настроение, так и содержание этих визитов напомнит вам о том, что приближается «главный день». Будет проведено следующее обследование (с учетом вашего самочувствия и методов работы вашего врача):
- взвешивание (замедление или приостановка прироста вашего веса) и измерение артериального давления (оно может быть несколько выше, чем в середине беременности);
- исследование мочи на наличие сахара и белка;
- исследование сердечной деятельности ребенка;
- определение высота дна матки;
- определение размера плода (можете узнать о приблизительном его весе), определение положения плода (впереди голова или ягодицы, лицом вперед или назад), а также насколько низко он опустился;
- обследование для выявления отеков на стопах и руках, а также возможного появления варикозных вен на ногах;
- внутреннее обследование шейки матки (обычно после 18 недель беременности) для определения степени ее раскрытия, а также в случае необходимости — для повторного посева;
- обсуждение наблюдаемых вами симптомов, особенно новых;
- определение частоты и продолжительности спазмов Бракстона-Хикса.
Во время визитов вы должны выяснить вопросы, касающиеся предстоящих родов, а также получить информацию о том, как узнать о начале родов и когда вы должны звонить врачу.
Что вы можете чувствовать
Вы можете чувствовать все указанные ниже симптомы одновременно или только некоторые из них, одни могут давно наблюдаться, другие появиться неожиданно. К некоторым из них вы уже привыкли и перестали обращать внимание, они как бы отодвигаются на второй план новыми, более сильными впечатлениями, на которые вы больше обращаете внимание, так как они свидетельствуют о приближающихся родах.
Физические симптомы:
- изменения активности плода (ребенок больше крутится, чем толкается, потому что ему становится тесно);
- выделения из влагалища стали густыми и слизистыми с прожилками крови; они могут быть также более коричневыми или более розовыми после внутреннего обследования или после половых отношений;
- запоры;
- изжога, расстройство пищеварения, газы;
- периодические головные боли и головокружение, склонность к обмороку;
- отеки и полнокровие слизистой оболочки носа, кровотечение из носа; ощущение «заложенных» ушей;
- «розовая» зубная щетка из-за кровотечения десен;
- судороги мышц ног во время сна;
- усиливающаяся боль в позвоночнике и чувство тяжести;
- недомогание и болезненность таза и ягодиц;
- увеличивающиеся отеки лодыжек и стоп, а иногда рук и лица;
- варикозное расширение вен на ногах и заднего прохода;
- зуд кожи живота;
- более легкое дыхание после опускания матки и плода;
- частое мочеиспускание после опускания матки и плода;
- увеличивающаяся бессонница;
- более частые и сильные спазмы матки (некоторые могут быть болезненными);
- трудность и неловкость при движении;
- появление молозива при надавливании на грудь или самостоятельное вытекание его (иногда молозиво не появляется до самых родов);
- усталость или чрезмерная энергия, а иногда оба чувства попеременно;
- увеличение или потеря аппетита.
Эмоциональное состояние:
- возрастающий подъем, беспокойство, рассеянность, страх;
- чувство облегчения, что все почти закончилось;
- чрезмерная возбудимость, особенно по отношению к людям, которые спрашивают: «Ты еще не в роддоме?»;
- нетерпеливость и возбуждение;
- фантазии и мечты о ребенке.
Как вы можете выглядеть:
Ребенок лежит головкой вниз, которая закрепляется в тазу. Это нормальное положение плода в предродовой период. Легкие уже полностью сформированы. Плод прибавляет в росте около 5 см и около 1 кг веса (к моменту рождения плод достигает около 50 см и веса более 3 кг). Поскольку ребенку становится тесно в матке, он менее подвижен, что сразу замечает мать.