• Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие внимания Занятия для детей 6 лет на внимательность

    Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности. Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр.

    «Угадай, кто кричал»

    Эту веселую игру можно устроить на детской площадке или на празднике. Дети становятся в круг, они будут «овечками» и «пастухами». В центре круга стоит водящий. Он закрывает глаза и кружится на месте, говоря такую фразу: «Кто овечка, кто пастух — выбираю я на слух!» Все дети кричат наперебой как можно громче. Задача водящего — выбрать одну «овечку» и одного «пастуха» и повторить то, что они кричали. Если водящий угадал слово или фразу другого участника, тот становится на его место. Эта игра хорошо развивает слуховое внимание.

    «Хозяин и тень» . Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

    «Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

    «Назови картинки» . Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —... (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.

    «Карлики и великаны» . В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве...тер, ве...дро, ве...сна, ве...лоси- пед!» Или «Ка...ртошка, ка...питошка, ка...рета, ка...пуста!»

    «Не говори „нет"» . Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

    Примеры вопросов с «ловушкой»:

    «Ты спишь с открытыми глазами?»

    «С неба падают шоколадки?»

    «Брюки надевают на голову?»

    «Человек спит в собачьей будке?»

    «Нос нужен для того, чтобы слышать?»

    «Хлеб пекут в холодильнике?»

    «Тяжелая гиря может плыть по реке?

    «Птицы долетают до Луны?»

    «Ты умеешь летать?»

    «Сладкое — это невкусная еда?»

    «В мире животных». Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.

    Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

    Найди игрушку

    Развиваем память, внимание, аналитические способности

    Описание : необходимо завязать глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объяснить, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете малышу глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

    Натюрморт

    Развиваем зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

    Описание: сядьте за стол, поставьте на него поднос и расположите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

    Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

    Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

    Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый участник.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно расположить на этом подносе.

    Определи на ощупь

    Развиваем память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета

    Описание: на столе нужно разложить все предметы. В течение нескольких минут дайте возможность ребенку изучить эти предметы, если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами. Затем вы должны завязать ему глаза и внести в расположение этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один I предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    10—15 различных предметов, стол.

    Поиск по памяти

    Развиваем память, координацию, внимание

    Описание: эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

    Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и засеките время поиска.

    Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во-вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

    Перевертыш

    Развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление

    Описание: суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам в прямом и обратном порядке. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    ❧ Начинать эту игру лучше с небольших слов из 3—4 букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

    Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении — сначала в прямом, затем в обратном порядке.

    «Словесный» художник

    Развиваем память, внимание, речь, расширяем словарный запас, творческое мышление

    Описание : суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины.

    Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

    Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Картина или репродукция.

    ❧ Для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

    В эту игру можно внести творческий момент, если попросить малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и это нарисовать.

    Любимый мультфильм

    Развиваем память, внимание, творческие способности

    Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

    Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Попросите вашего малыша пересказать содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие j вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях.

    Затем снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. Реплики всех персонажей нужно будет произносить самому ребенку. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если ребенок забывает реплики, то нужно тут же их придумать.

    Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Хорошо знакомый вам и вашему ребенку мультфильм на видеокассете или DVD.

    Запаздывающее зеркало

    Развиваем внимание, координацию, умение сосредоточиться

    Описание : сначала необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (в первый раз лучше выбрать кого-то из старших). Ребята усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

    Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен придумать следующее (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

    Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, а затем вовремя и правильно его повторить.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

    Горная тропинка

    Развиваем внимание, память, умение концентрироваться

    Описание: в этой игре могут принимать участие, как минимум, 2 игрока.

    Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20.

    После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок, должен словами его описать: например, первая линия идет вверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — вверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок на слух.

    Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить описание. После этого он должен проговорить описание этой тропинки в I обратном порядке.

    После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    2 листа бумаги, 2 карандаша.

    Логические паззлы

    Развиваем внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности

    Описание: эту игру можно провести в двух вариантах. Сначала разберем первый вариант.

    Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

    Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

    Второй вариант отличается от первого тем, что картинку ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений, картинки.

    Говоря об особенностях психического развития детей 6-7 лет, на первый план выходят такие критерии, как формирование мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Именно эти параметры оказывают самое непосредственное влияние на скорость адаптации младшего школьника к новым для него условиям и, как следствие, на успеваемость. В этой статье подробно описан уровень нервно-психического развития ребенка 6-7 лет по каждому из вышеперечисленных пунктов.

    Нервно-психическое развитие младших школьников

    Как утверждают психологи, разные возрастные категории детей отличаются друг от друга, прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов выделил два основных процесса, обусловливающих работу коры головного мозга. Это возбуждение и торможение.

    Как известно, непосредственность и энергичность детей младшего возраста определяются преобладанием возбуждения. Причем чем младше ребенок, тем ярче выражено это преобладание. Именно особенностями нервно-психического развития детей 6-7 лет объясняются непосредственность в выражении эмоций, резкий переход от негодования к радости.

    В этом возрасте продолжающееся созревание коры головного мозга обусловливает возрастание тормозящего влияния на подкорку. Малыш становится более выносливым, уравновешенным, а следовательно, подготовленным к началу школьного обучения. В силу своего нервно- психическое развития ребенок 6-7 лет неусидчив и невнимателен. Особенность детской психики такова, что она не дает шестилетнему ребенку подолгу сосредоточиваться на одном и том же, ему бывает сложно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Если информация подается сложно, долго и замысловато, происходит непроизвольное отключение внимания.

    Учитывая особенности психического развития детей 6-7 лет, опытные педагоги составляют учебный материал для младших школьников блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Это объясняется тем, что активное внимание детей сохраняется около 20 минут. Подача материала блоками очень удобна, так как между ними можно дать несколько минут для отдыха и активных занятий (например, для физкультминуток), после которых приступать к новому материалу.

    Незавершенность развития коры головного мозга определяет некоторые особенности психики младших школьников.

    Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет

    К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.

    Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.

    Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.

    Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура - гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.

    В этом возрасте нервно-психическое развитие таково, что дети 6-7 лет начинают замечать, что есть предметы, похожие друг на друга, а есть совершенно разные. Действительно, с развитием мышления дети начинают не просто воспринимать предметы, замечать их особенности, но и сравнивать их.

    Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».

    Особенности развития внимания у детей 6-7 лет

    В развитии внимания у детей 6-7 лет происходят значительные сдвиги. Если шестилетние дети интересуются не столько учебным процессом, сколько тем, что с ним связано, то к семи годам интерес начинает сужаться, и приближается к тому, что изучают на школьных уроках. В связи с этими изменениями ребенок становится более внимательным, однако это касается лишь интересующих его предметов. В данном возрасте внимание все еще остается непроизвольным, т. е. связанным с эмоциональной сферой восприятия.

    Концентрированность внимания детей младшего школьного возраста достаточно высока. Дети, увлеченные каким-либо занятием, не реагируют на окружающие раздражители. Используя эту особенность, постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, можно строить учебный процесс так, что он с удовольствием будет заниматься разными предметами. Отметим, что с развитием психики внимание детей в 6-7 лет более устойчиво, целенаправленно при выполнении физических, нежели умственных действий. Этот принцип также можно использовать в планировании учебного процесса.

    Слабой чертой развития внимания в 6-7 лет является его распределение. Дети в этом возрасте не умеют одновременно контролировать несколько дел. Например, они не могут рисовать, конструировать, писать, слушая рассказ учителя, и наоборот, детям сложно воспринимать слова учителя, если они заняты каким-то делом. Это вполне нормально в данном возрасте. Постоянно совершенствуясь, дети уже к третьему классу приобретут навыки распределения внимания.

    Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

    Мышление - один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Развитие мышления у детей в 6-7 лет еще конкретно, т. е. оно опирается на образы и представления ребенка.

    Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля - это предмет, в котором варят суп, ручка - это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

    Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение. Воображение - умение представлять, продумывать возможное развитие событий - очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей. В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

    Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

    Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

    Особенности развития памяти у детей 6-7 лет

    Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.

    С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

    В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание), а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.

    Сохранение информации - важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

    Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.

    Запоминание и сохранение информации имеет основную цель - воспроизведение в определенный момент в будущем.

    Главной проблемой, мешающей детям младшего школьного возраста воспроизводить информацию, хранящуюся в их памяти, является неумение систематизировать ее.

    Из-за особенностей нервно-психического развития у ребенка 6-7 лет отмечается кратковременность памяти. В этом возрасте младший школьник получает извне огромное количество информации, которая откладывается в памяти, вытесняя предыдущую. Поэтому в этот период крайне важно регулярное повторение учебного материала.

    Статья прочитана 9 026 раз(a).

    Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

    Ура!

    Развиваем внимание, память, навыки счета

    Описание: в этой игре может принимать участие достаточно большое количество детей, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

    Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные числа пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «Ура!». Могут пропускаться самые разные числа. Например, они могут быть кратны 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «Ура!».

    Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых чисел будет произносить другое слово.

    Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов, например, произносить слово «Ура!» вместо чисел, кратных 3 или 4.

    Помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

    Слепые художники

    Развиваем внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление

    Описание: раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

    По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно описываете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево; на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево); на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце; на небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и объяснить, что там нарисовано.

    Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

    Эмоции

    Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации

    Описание : все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.

    В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

    Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

    Найди ошибку

    Развиваем внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться

    Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.

    С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.

    Заблудившиеся буквы

    Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас

    Описание : в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

    Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

    Колечко по кругу

    Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений

    Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

    В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

    Живописцы

    Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию

    Описание : в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.

    Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.

    После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.

    Малышам достаточно просто назвать то, что изобразили на спине.

    Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Негромкая музыка.

    «Вчера я съел тарелку супа»

    Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас

    Описание : эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.

    Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.

    Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Негромкая музыка.

    Имя и фамилия

    Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас

    Описание : суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Негромкая музыка.

    ❧ Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.

    Потерянные буквы

    Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита

    Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

    До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

    В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».

    Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

    Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Негромкая музыка.

    Ноги

    Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета

    Описание : в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

    Примерные варианты:

    ♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.

    ♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.

    ♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Тихая, спокойная музыка.

    Шифровальщик (первый вариант)

    Описание : перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.

    Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

    Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

    Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.

    Шифровальщик (второй вариант)

    Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

    Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

    Что сказал нам рак?

    Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности

    Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

    Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

    Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистый лист бумаги и карандаш.

    Машина времени

    Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление

    Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Карточки с изображением различных предметов, животных.

    Холодный - горячий

    Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас

    Описание : в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.

    Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Мяч, приз.

    ПОСЛЕДНИЙ

    БОДРСТВОВАТЬ

    МОЛОДОСТЬ

    ТРУДОЛЮБИЕ

    АККУРАТНЫЙ

    СТАРОСТЬ

    МЛАДЕНЕЦ

    НЕРЯШЛИВЫЙ

    Юные художники

    Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление

    Описание : всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.

    В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.

    Волшебные узоры

    Развиваем внимание, сосредоточенность, аккуратность, слуховое и цветовое восприятие, умение выделять первый слот в слове и соотносить его с первыми буквами из других слов

    Описание : вначале нужно сообщить ребенку о правилах и главной цели игры. Услышав слово, которое вы произнесли, он должен выделить в нем первую букву и соотнести ее с первой буквой названия одного из представленных цветов. Так, например, если слово начинается с буквы «к» («крокодил»), то нужно выложить красный кружочек. Начинать раскладывать необходимо с левого угла верхнего ряда. На эту игру можно отвести 3—4 занятия. Если возникают какие-то трудности, то вначале можно голосом выделять первую букву.

    Примерные варианты последовательностей слов:

    ♦ 1—3-я страницы:

    КРАСИВЫЙ, ЗАКАТ, ЗАПРЕТНЫЙ, КОРОТКИЙ, КАНАТ, КРЕПКИЙ, ЗОНТ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, КОНЕЧНЫЙ.

    ♦ 4—7-я страницы:

    ЧЕРТИТЬ, СИДЕТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, КОПАТЬ, СТАРАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ, ЧЕРПАТЬ, КРАСИТЬ, СМОТРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ЖАЛЕТЬ, ЗАБОЛЕТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, КАТАТЬСЯ, ЗАСМОТРЕТЬСЯ, СНИТЬСЯ.

    ♦ 8—9-я страницы:

    ЖЕЛУДЬ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, КРОКОДИЛ, ЧАЙ, СИНИЦА, КАНАРЕЙКА,

    ЗАЯЦ, ЖИРАФ, СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, КОМНАТА, КАРУСЕЛЬ, ЗАРУБКА, ЧАЙНИК, СТАКАН, СОК, ЗЕФИР, СВЕТИЛЬНИК, КОФЕ, САХАР, ЖУРАВЛЬ, ЗАВТРАК, ЖЕЛАНИЕ.

    Материалы и наглядные пособия для игры

    1) Тетрадь из 9 листов (если в игре участвует несколько детей, то количество тетрадей будет соответствовать количеству детей). В этой тетради необходимо нарисовать кружочки: на первых трех страницах — 9 кружочков (3 ряда по 3 кружка), на следующих четырех — 16 кружочков (4 ряда по 4 кружка), на последних двух — 25 кружочков (5 рядов по 5 кружков).

    2) 40 кружочков каждого цвета: красного, синего, зеленого, желтого, черного.

    Игры на умение концентрировать внимание

    Игры с карточками

    «Хитрые числа»

    Вариант 1

    Для игры вам потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20.

    Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.

    Вариант 2

    Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами.

    Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания), начиная от левого верхнего угла.

    По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.

    «Друг за другом»

    Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.

    Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.

    Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Предлагаем вам использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.

    «Не теряй буквы»

    Для игры вам потребуются, карточки, на которых нужно написать сочетания букв, которые похожи на слова, но таковыми не являются.

    Ребенку дается задание точно переписать строчки. Варианты этой игры отличаются по уровням сложности. На начальном этапе занятий можно проводить первый и второй варианты игры, составляя строчки по аналогии с приведенными ниже: всего используется 7—8 букв в буквосочетании, из них 3—4 буквы чередуются.

    Вариант 1

    СЛАСЕЛЛА ДАССЕКЕ СЕЛАССА

    Вариант 2

    КОРРИКС КУСУРА ИКОССИР

    Вариант 3

    ПРЕМАРАП СТАССИТ РАММЕТАТ

    Вариант 4

    РАКИССУМАКИРУ КАММУКАР

    Вариант 5

    ПЕРИЛЛИМЕНАТ КОСИКУМАРАНН

    Вариант 6

    РАПЕТОННУКАШИМЕСЬ ПЕЛАКУССИ

    Аналоги третьего-шестого вариантов используются на тех этапах занятий с ребенком, когда он уже будет с легкостью справляться с первыми вариантами игры, то есть научится до определенной степени концентрировать внимание. Классической игрой на развитие внимания являются задания на поиск отличий в картинках. Мы предлагаем искать отличия в комбинациях из букв, чисел, геометрических фигур. Это будет развивать зоркость, необходимую при выполнении письменных работ на уроках.

    «Найди отличия»

    Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).

    Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.

    Вариант 1

    Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.

    Вариант 2

    Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.

    Вариант 3

    Вариант 4

    Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

    Игры на концентрацию и переключение внимания

    Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для первоклассников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Для детей постарше — «Шифровка» с перестановками и пропусками, где для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках: от списывания с доски до решения примеров по математике.

    «Шифровка» с ключами

    Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.

    Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.

    Вариант 1

    река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138

    персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729

    Вариант 3

    торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123

    корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374

    отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324

    Вы можете играть и наоборот. В этом случае необходимо заранее зашифровать слова, дать ребенку ключ и предложить сделать расшифровку. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы ребенку будет очень интересно.

    «Шифровка» с перестановками и пропусками

    Для игры вам потребуется лист бумаги, на котором необходимо заранее написать слова и предложения, оставляя свободное место для записи шифровки.

    Варианты шифровки предлагаются различные.

    Вариант 1

    Зашифруйте слова и предложения, записывая слова наоборот.

    рукав — вакур

    Сегодня на улице холодно. — Яндогес ан ецилу ондолох.

    Вариант 2

    Зашифруйте слова, меняя первый и последний слог местами.

    хорошо — шорохо; погода — дагопо; математика — катема- тима

    Вариант 3

    Зашифруйте предложение, записав его с пропусками всех гласных.

    Заходим в школу. — Зхдм в шкл.

    Можно придумать и другие варианты шифровки.