• Сценарий проведения масленицы в школе для старшеклассников. Сценарий и презентация праздника масленица презентация к уроку на тему. Игра «Перетягивание каната»

    Цели: познакомить детей с традициями русского народа,

    Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас,

    обучать правилам гостеприимства, воспитывать уважение к старшим.

    Выходят дети-ведущие.

    1.Внимание! Внимание!

    Весёлое гуляние!

    Собирайся скорее, народ!

    Видишь, Масленица к нам идёт!

    Пришла Масленица годовая,
    Наша гостья дорогая!
    Она пешей к нам не бывает,
    Все на кониках приезжает.
    Ее коники вороные,
    У них гривы золотые,
    А саночки расписные.

    2.Масленица, будь здоровенька,

    Тебя встретим хорошенько!

    С блинами,

    С каравайцами,

    С варениками!

    3.Маслена неделя

    В гости прилетела.

    На пенёчек села,

    Оладышек съела,

    Другим закусила,

    Домой потрусила.

    4.Приходите к нам на праздник

    И тихони, и проказник.

    Будет чай у нас горяч…

    Будет блин да калач,

    Будут игры и смех,

    Будет праздник для всех!

    Поспешайте, наряжайтесь,

    К нам на праздник собирайтесь!!!

    Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

    Добро пожаловать к нам на широк двор

    На Широкую Масленицу!

    Мы добрым гостям завсегда рады!

    Мы их привечаем, сладким чаем

    Да блинами угощаем!

    Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

    Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

    Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).

    Дети-ведущие:

    1.Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

    Масленица годовая.

    Гостья наша дорогая!

    Она пешей к нам не ходит,

    Всё на конях приезжает,

    У ней кони вороные,

    Слуги молодые.

    Ой, Масленица – кривошейка,

    Состречаем тебя хорошенько

    Сыром, маслом, калачом

    И печёным яйцом!

    2. Внимание! Внимание!

    Весёлое гуляние!

    Масленица! Широкая Масленица!

    Ну-ка все повеселимся,

    В пляске быстрой закружимся!

    Нужно в хоровод нам встать,

    Масленицу прославлять!

    Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)

    А мы Маслену встречали,

    На горушке побывали,

    Побывали, душа, побывали.

    Блином гору выстилали,

    Сыром гору набивали,

    Выстилали, душа, выстилали.

    Набивали, душа, набивали.

    Маслом гору поливали,

    А мы Маслену встречали,

    Поливали, душа, поливали.

    Повстречали, душа, повстречали.

    Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

    Дети-ведущие:

    Понедельник Масленицы назывался «Встреча».

    В этот день всех гостей надо было встречать блинами. Блины – символ солнца (такой же круглый и золотистый), а солнце – символ возрождающейся жизни.

    Ведущая: Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили.

    А вы какие поговорки о блинах знаете?

    • Без блинов не Масленица,

    Без пирогов - не именины.

    • Блин добр не один.
    • Блин не клин, брюха не расколет.
    • Первый блин - комом,

    Второй – с маслом,

    А третий – с квасом.

    Вторник на Масленице был «Заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.

    Ведущая: Что - то мы с вами засиделись. Не пора ли поиграть? Есть такая народная игра «Бояре».

    Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
    Первая команда идет вперед со словами:
    -Бояре, а мы к вам пришли!
    И возвращается на прежнее место:
    -Дорогие, а мы к вам пришли!
    Другая повторяет этот маневр со словами:
    -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
    Начинается диалог:
    -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
    -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
    Первая команда совещается и выбирает кого-то:
    -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
    Дорогие нам вот эта мила.
    Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
    Диалог продолжается:
    -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
    -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
    -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
    -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
    -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
    -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
    -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
    Первая команда завершает:
    - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
    Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков

    Выбирают водящего с помощью считалочки. А он набирает себе команду:

    игра «Кочерга»

    Как зовут?

    Кочерга (Если ребенок отвечает «кочерга», тогда он делает шаг вперед. Если же он называет свое настоящее имя – шаг назад)

    Что ел на завтрак?

    С кем ты любишь разговаривать по ночам?

    Чем ты чистишь зубы?

    А кто твои бабушка с дедушкой?

    Чем ты ковыряешься в носу?

    Как зовут твоего друга?

    О чём напишешь доклад?

    Твоя любимая игрушка?

    Где ты живёшь?

    Что ты ешь на обед?

    Чем ты подметаешь пол?

    За каждый «правильный» ответ на вопрос ребенок делает шаг вперед. Если он ошибся (ответил не тем словом или в неправильном числе/падеже/склонении) – шаг назад. Побеждает игрок, первым добравшийся до заранее обозначенной точки или черты. Чтобы не вызывать у детей обиду или насмешки некорректными вопросами, игру может вести взрослый. Но обычно, проведение этой игры вызывает у детей море смеха и веселья

    Среда – «Лакомка». Это день семейный. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.

    Ведущая: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?

    Загадки.

    Стоит в углу Агрипина,

    Большой рот разиня.

    Пасть открывает,

    Что дают – глотает.

    Зимой она ест и фырчит,

    А летом голодная спит. (Печь)

    Стоит толстячок,

    Подбоченя бочок.

    Шипит и кипит,

    Всем чай пить велит. (Самовар)

    Что на сковородку наливают,

    Да вчетверо сгибают? (Блины)

    Черна, мала крошка,

    Соберут немножко,

    В воде поварят

    Ребята съедят. (Каша) Шагает красавица,
    легко земли касается,
    Идёт на поле, на реку,
    И по снежку, и по цветку.
    (Весна)

    Тает снежок, ожил лужок.
    День прибывает. Когда это бывает?
    (Весна)

    Я раскрываю почки,
    в зелёные листочки.
    Деревья одеваю,
    посевы поливаю,
    Движения полна,
    зовут меня...
    (весна)

    Зазвенели ручьи,
    прилетели грачи.
    В улей пчела
    первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    когда это бывает?
    (Весна)

    Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой
    Взмахнет,
    В лесу подснежник
    Расцветет.
    (Весна)

    Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
    Деревья одеваю, посевы поливаю,
    Движения полна, зовут меня...
    (весна)

    Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
    В улей пчела первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
    (Весна)

    Была белая да седая,
    Пришла зелёная, молодая.
    (Зима и весна)

    Рыхлый снег
    На солнце тает,
    Ветерок в ветвях играет,
    Звонче птичьи голоса
    Значит,
    К нам пришла...
    (Весна)

    Солнце печёт,
    Липа цветёт.
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает?
    (Весной)

    Прилетела пава,
    Села на лаву,
    Распустила перья
    Для всякого зелья.
    (Весна)

    Снег чернеет на полянке,
    С каждым днем теплей погода.
    Время класть в кладовку санки.
    Это, что за время года.
    (Весна)

    Зеленоглаза, весела,
    Девица- красавица.
    Нам в подарок принесла,
    То что всем понравится:
    Зелень - листьям,
    Нам - тепло,
    Волшебство
    - Чтоб все цвело.
    Вслед ей прилетели птицы
    - Песни петь все мастерицы.
    Догадались, кто она?
    Эта девица - ...
    (Весна)

    У занесённых снегом кочек,
    Под белой шапкой снеговой
    Нашли мы маленький цветочек,
    Полузамёрзший, чуть живой.
    (Подснежник)

    Первым вылез из землицы
    На проталинке.
    Он мороза не боится,
    Хоть и маленький.
    (Подснежник)

    В голубенькой рубашке
    Бежит по дну овражка.
    (Ручеек)

    Новоселье у скворца
    Он ликует без конца.
    Чтоб у нас жил пересмешник,
    Смастерили мы...
    (Скворечник)

    Здесь на ветке чей-то дом
    Ни дверей в нем, ни окон,
    Но птенцам там жить тепло.
    Дом такой зовут...
    (Гнездо)

    Мать толста, дочь красна, сын храбр – под небо ушёл. (Печь, огонь, дым)

    Дам есть – плачет и ворчит, ничего не дам – молчит. (Сковорода)

    Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар)

    Возьму пыльно, сделаю жидко,

    Брошу в пламень – будет как камень. (Мука, тесто, хлеб)

    На горячем донце выпекают солнце. (Блин)

    На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком. (Блин)

    Скороговорки(конкурс).

    Каждую скороговорку нужно не просто произнести, а сделать это чисто и красиво. Недаром в народе скороговорки называют ещё и чистоговорки.

    Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

    Щетина у свинки, чешуя у щучки.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    Полпогреба репы, полколпака гороху.

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха – ха – ха!

    Четверг называли «Широким». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков(Бармины?) , катание на тройках(мальчики с колокольчиками), взятие снежной крепости(снежки из синтепона).

    Ведущая: И мы не лыком шиты!

    Выходи, честной народ. Нас частушка в пляс зовёт!

    Частушки.

    1. Начинаем петь частушки,

    Просим не смеяться:

    Тут народу очень много –

    Можем растеряться.

    3. Вы послушайте, ребята,

    Нескладеху будем петь:

    На дубу свинья пасется,

    В бане парится медведь.

    4. Рано утром, вечерком,

    Поздно на рассвете

    Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

    5. Между небом и землёй

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.

    6. Поглядите-ка, ребята,

    Что на крыше деется:

    Воробей в рожок играет,

    За солому держится.

    8. Я на Масленку катался,

    Трое санок изломал.

    Ворона коня замучил

    И милашку покатал.

    9. Купи, тётя, мне коня

    Вороные ножки,

    Буду девочек катать

    По большой дорожке.

    10. Как на масленой неделе

    Из трубы блины летели.

    Ой, блиночки мои,

    Подрумяненькие!

    11.Сшила платье из капусты,

    Огурцом отделала.

    Рассердилась, платье съела.

    Что же я наделала?

    12.Говорили мне подружки:

    Не пляши, а только пой!

    Не могу стоять на месте

    Темперамент не такой!

    13.У меня четыре шали,

    Пятая пуховая.

    Не одна я боевая,

    Все мы здесь бедовые!

    Приходите, заходите
    На румяные блины.
    Нынче Маслена неделя -
    Будьте счастливы, как мы!

    ***
    Я на Маслену готов
    Скушать 50 блинов.
    Закушу их сдобою,
    Похудеть попробую.


    ***
    Напеки, кума, блинов,
    Да чтоб были пышные.
    Нынче Маслена неделя –
    Можно съесть и лишнего.

    ***
    Прилетали марсиане,
    Остались довольные.
    Их тарелки не пустые,
    А блинами полные.

    ***
    Пятый блин я слопала,
    На мне юбка лопнула.
    Пойду юбку зашивать,
    Чтобы есть блины опять.

    ***
    Веселей играй, гармошка,
    Масленица, не грусти!
    Приходи, весна, скорее,
    Зиму прочь от нас гони!

    ***
    Мы кончаем петь частушки
    До другого вечера.
    Вы сидите до утра,
    Коли делать нечего.

    ***
    Широкая Масленица,
    Мы тобою хвалимся,
    На горах катаемся,
    Блинами объедаемся!

    ***
    Весна – не весна,
    А с зимой расстались
    Блины напекла,
    А вы отказались.

    ***
    Начинаем петь частушки,
    Просим не смеяться:
    Тут народу очень много,
    Можем растеряться!

    ***
    Мы с подружкою гуляли,
    Сыром гору налепляли,
    Всю блинами устилали,
    Сверху маслом поливали!

    ***
    Как на масленой недели
    Со стола блины летели,
    И сыр, и творог-
    Все летели под порог!

    ***
    Девки, масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петрушки на дворе
    Сивка пропадает.

    ***
    Масленица – белоножка,
    Задержись у нас немножко,
    На недельку, на денёчек,
    На единственный часочек!

    ***
    В понедельник с ясной зорьки
    Все катаются на горке,
    Яства всякие жуют,
    Громко песенки поют.

    ***
    В испытаньях хлопцы стойки,
    А в стряпне девчонки бойки –
    Сладки блинчики пекут,
    Угощенья подают.

    ***
    По деревне в каждый двор
    Забегает детский хор.
    Из домов несут старье,
    Всяко разное тряпье.

    ***
    Все выносят за забор,
    Разводя большой костер.
    То ведь Масленица,
    Славна Масленица!

    ***
    Для любимой за платок
    Парень лезет на шесток.
    А шесток облит водой,
    Оттого и ледяной.

    ***
    Улыбается народ,
    Дружно водит хоровод.
    То ведь Масленица,
    Добра Масленица!

    ***
    Спозаранок бежит зять
    Свою тещу ублажать,
    Зазывает ее в дом,
    Угощает там вином.

    ***
    Мой зятек без приглашенья
    Прибежал на угощенье,
    Но и он ошибся в силе,
    Всех блинов он не осилил.

    ***
    Веселись, честной народ,
    Набивая свой живот.
    Это Масленица,
    Праздна Масленица!

    ***
    Уминая всласть ватрушки,
    Поют девицы частушки.
    Всякий люд кругом танцует,
    И душа его ликует.

    ***
    С наступленьем воскресенья
    Просим мы у всех прощенья.
    Наши добрые стремленья
    Вызывают восхищенье.

    ***
    На прощанье весь народ
    Масленицу подожжет.
    Разгорайся поскорей,
    Чтоб жилось нам веселей!

    ***
    По двору возили диву,
    Ой, да статну и красиву.
    Жаль такую мне сжигать,
    Да жена не даст мне спать.

    ***
    Нарисовану личину
    Блином мы прикроем чинно.
    Пусть сгорит она совсем,
    От зимы устали все.

    ***
    Я на Масленицу катался,
    Трое санок изломал.
    Ворона коня замучил,
    А милашку покатал.

    ***
    Девки, Масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петруни во дворе
    Сивка пропадает.

    ***
    Купи, тятя, мне коня –
    Вороные ножки.
    Буду девочек катать
    По большой дорожке.

    ***
    У меня четыре шали,
    Пятая – пуховая,
    Не одна я боевая –
    Все мы здесь бедовые.

    Ведущая: Во время народных праздников было принято рассказывать

    «докучные сказки».

    А таких сказок множество, собственно из каждой сказки можно сделать «докучную»:

    «Жил – был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало.

    Не начать ли сказку сначала?»

    «Докучными» сказки называют от слова «докучать» (надоедать).

    Рассказывают два ученика:

    Сказка про ворону.

    Шёл я как – то через мост,

    Глядь – ворона мокнет.

    Взял ворону я за хвост,

    Положил её под мост –

    Пусть ворона сохнет!

    Шёл опять я через мост,

    Глядь - ворона сохнет,

    Взял ворону я за хвост,

    Положил её на мост –

    Пусть ворона мокнет!

    Снова шёл я через мост,

    Глядь – ворона мокнет.

    Взял ворону я за хвост,

    Положил её под мост –

    Пусть ворона сохнет!

    Я опять пришёл на мост,

    Глядь – ворона сохнет.

    Взял ворону я за хвост,

    Положил её на мост –

    Пусть ворона мокнет!

    Я пришёл на тот же мост,

    Глядь – ворона мокнет…

    Ведущая: Полно вам нас докучать

    Нужно Масленицу величать!

    Пятница – «Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

    Прибаутки – неотъемлемая часть народного праздника.

    (дети разыгрываются сценки)

    Федул, что губы надул?

    Кафтан прожёг.

    Можно зашить .

    Да иглы нет.

    А велика ли дыра?

    Один ворот остался.

    Фома, что из леса не идёшь?

    Да медведя поймал.

    Так веди его сюда!

    Да он не идёт.

    Так иди сам.

    Да медведь не пускает!

    Сынок, сходи за водицей на речку.

    Брюхо болит.

    Сынок, иди кашу есть.

    Что ж, раз мамка велит, надо идти!

    Ведущая: Продолжаем веселиться,

    Ручеёк уже струится.

    Русская народная игра «Ручеёк».

    Под песню Н.Кадышевой «Течёт ручей, бежит ручей…»

    Русская народная игра «Гори – гори ясно…»

    Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.

    Игра: «Заплети косу» (участвуют девочки).

    Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

    Ведущая: А пока пост ещё не наступил, приглашаем вас отведать блиночков румяных, чая ароматного. Всем желаем общения приятного!

    Чаепитие.

    Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    Горячие и пышные,
    С малиною и вишнею,
    С малиною и вишнею.

    Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    Душистые и вкусные,
    С грибами да с капустою,
    С грибами да с капустою.

    Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    С вареньем, со сметаною,
    Как бабушка румяные,
    Как бабушка румяные.

    Пригласили нас с подружкой на веселый праздник
    В викторинах и кроссвордах приняли участье.
    А когда проголодались, что же мы увидели?
    Как в продаже появились блинчики любимые.

    Припев:
    Блинчики, блинчики, блинчики хорошие
    Блинчики, блинчики, блинчики пригожие
    Блинчики, блинчики, блинчики румяные
    С маслом, медом и клубникой, да еще с бананами.

    Этот день запомнился мне с моей подружкой
    Быстро время пролетело, не было нам скучно
    И на этом празднике очень все понравилось
    Потому что продавали блинчики да с маслицем.

    Хороводы мы водили, в ручейки играли
    Баянисты для людей весело играли
    Все смотрели на столы и в ладоши хлопали,
    А закончили играть, блинчики все слопали.

    Масленица в школе

    Масленица: сценарий проведения праздника в школе

    Цель : знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.

    Задачи:

    Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

    Развитие ловкости, смекалки;

    Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

    Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

    Оздоровление учащихся;

    Форма проведения: КТД.

    Место проведения : школа, пришкольные площадки.

    Необходимое оборудование : обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).

    Фактический материал : вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).

    Ход мероприятия

    (Все участники и ведущие в народных костюмах)

    Скоморох 1.

    – Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!

    Скоморох 2 .

    – Здравствуйте, молодки!
    Здравствуйте, лебёдки!
    – Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

    Скоморох 1 .

    – Почтенные и молодые!

    Скоморох 2 .

    – Полные и худые!

    Скоморох 1 .

    – Мы рады гостям, как добрым вестям!

    Скоморох 2 .

    – Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

    Скоморох 1 .

    – Мы – скоморохи!

    – С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

    Скоморох 2 .

    – Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!

    Скоморох 1 .

    – У нас сегодня представление всем на удивление!

    Вместе .

    – Сегодня Масленица приглашает в гости!

    Скоморох 2 .

    – Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!

    Скоморох 1.

    – Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!

    Скоморох 2.

    – Итак, Масленицу начинаем!

    Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, выносят чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.

    Скоморох 1:

    «Масляна неделя

    В деревню к нам прилетела

    В школу родную нашу зашла,

    Радость всем нам принесла.

    Скоморох 2.

    Ох, Масленица хороша!

    От неё поёт душа!

    Кукол мы нарядим

    И посадим рядом.

    Скоморох 1.

    Будем петь и веселиться

    И по станциям пойдём,

    Много интересного

    Мы в пути найдём»

    Скоморох 2.

    Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели: (каждый класс выходит с классным руководителем и рассказывает про день)

    1-й класс: Понедельник - Встреча.

    Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

    2-3 класс: Вторник - Заигрыш.

    Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

    4 класс: Среда - Лакомка.

    Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.

    5 класс: Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

    В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

    6-7 класс: Пятница - Тещины вечерки.

    На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

    8-9 класс: Суббота - Золовкины посиделки.

    В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угоще- нием. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

    10 класс: Воскресенье - прощенный день или проводы.

    Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

    Скоморох 2:

    «Добро пожаловать на наш праздник,

    Затей у нас много разных!

    Песни, частушки послушаем,

    Блинов со сметаной покушаем,

    Спляшем весёлую пляску,

    Покатаемся на салазках,

    А ещё будут здесь состязания,

    Разные смешные задания.

    Победители и те, кто рядом,

    Получат сегодня призы и награды.»

    Скоморох 1

    «А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

    (Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)

    Описание станций:

    I. Понедельник-«Встреча»

    Скоморох 2:

    «Первая станция называется «Встреча».

    Здесь мы услышим интересные речи.

    Нет веселья без частушек,

    Посиделок без подружек,

    Нету без гармошки пляски,

    Небылицы нет без сказки.

    Скоморох 1

    Расскажите небылицы

    В монологе или в лицах,

    Фантазируйте, друзья,

    Грустить на Масленицу нельзя!»

    (Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

    II. Вторник-«Зайгрыш»

    (Эта станция на улице; на эту станцию обе команды приходят одновременно).

    Скоморох 2:

    «Все на «заигрыши» к нам:

    Предлагаем игры вам!

    Ну-ка, кто из вас сильней?

    Поворотливей, умней!

    Покажи – ка свою удаль

    Перед девушками, сударь!»

    Скоморох 1:

    «Семь команд у нас есть

    По делам хвала им, честь

    Кто в игры с нами поиграет?

    Победителем кто станет?

    Раз, два, три, четыре

    Играем, что есть силы.»

    Эстафета 1«Обруч»: (6/7 и 8/9 классы) (4-5 классы) (1-3 классы)

    По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

    Эстафета 2 «Сани»:

    Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

    Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

    Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

    Скоморох 2:

    «А теперь прошу вниманья!

    Новое соревнованье!

    Кто захочет - стар и млад

    Перетягивать канат?»

    Эстафета 4«Перетягивание каната».

    Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

    III. Среда-«Лакомка»

    (На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).

    Скоморох 1:

    «Станция «Лакомка».

    Здесь гречкою пахнет,

    Варится каша в котлах.

    Ну-ка, узнаем сколько рецептов

    Содержится у вас в головах.

    Кто больше? Кто вкусней?

    Из гречи суп и каша

    У нас текут уж слюнки!

    Ну, где же ложка наша?»

    Судья объясняет правила игры.

    Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

    IV. Четверг«Разгуляй четверток»

    (Проводится в здании школы).

    Скоморох 2:

    А на нашей станции «Четверток широкий»

    Вас встречают русские

    Весёлые скоморохи.

    Здесь частушки мы услышим

    Ну, а лучшие - запишем

    Разгуляй - гуляй, народ,

    Бери Масленицу в оборот!

    Пой частушки, веселись;

    Хлопай громче, улыбнись!»

    Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

    Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

    V. Пятница «Тёщины вечера»

    Скоморох 1:

    «На тёщиных вечерках

    Зятья тёщ угощают,

    За столы накрытые

    Родню всю приглашают.

    Загадай загадку,

    Отгадай ответ:

    Лучше милой тёщи

    Для зятя друга…(нет!)»

    Сценка:

    Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.

    Зять соглашается.

    Зять: «Буду»

    Скоморох 2:

    «Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»

    Ребята: -ДА!

    Зять решил устроить бал,

    Тещу в гости он…(позвал).

    Купил муки, купил творог,

    Испёк рассыпчатый…(пирог).

    Зять мамашу в гости ждёт,

    Но что – то тёща…(не идёт).

    Он долго у стола ходил,

    Потом кусочек…(отхватил).

    Затем подвинул стул и сел

    И весь пирог в минуту…(съел),

    Когда же тёща подошла,

    То даже крошек…(не нашла).

    Скоморох 1:

    «Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

    Участники должны отвечать хором.

    Загадки:

    1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

    2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит.(Эхо)

    3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

    4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

    5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

    6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

    7. Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)

    Скоморох 2:

    Тещу «умаслили»,

    Блины от тещи получили.

    Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

    VI. Суббота «Золовкины посиделки»

    Скоморох 1:

    «Золовкины посиделки-

    Это вам не безделки.

    Ну-ка, поговорки

    Про Масленицу вспомните,

    Мудрые пословицы

    Ребятам всем напомните

    Про блины и про весну,

    Про гулянья яркие,

    И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

    Скоморох 2

    «Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

    Пословицы:

    1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

    2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

    3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

    4. Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);

    5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

    6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

    7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

    8. Что с возу упало…(то пропало).

    А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

    Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

    VII. Воскресенье «Прощёный день»

    (Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).

    Скоморох 1

    «В день прощёный – воскресенье

    Попроси у всех прощенья.

    Может, кто тебя обидел,

    Может, ты кого,

    Умышленно, случайно ли-

    Теперь уже всё равно.

    Улыбнись и повинись,

    С близким другом обнимись,

    И с теми, с кем поссорился,

    Сегодня помирись!»

    Скоморох 2

    Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

    (Все просят прощения друг у друга).

    «Бог простит!

    « Пора прощаться нам с Зимой,

    Повстречаться всем с Весной.

    Зиму будем доставать,

    На костре большом сжигать.

    Но к ней пройти не каждый сможет,

    Есть здесь смелые, кто поможет!»

    (Выбегают скоморохи, поджигают чучело.)

    Все участники кричат:

    «Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло,

    Глянь на небо – птички летят,

    Колокольчики звенят!»

    Скоморох 1

    «Вот и кончилось маслице,

    Прошла, прошла Масленица!

    До чего нас довела!

    До хлеба, до редьки,

    До пареной репки,

    До горького хвоста,

    До Великого поста.»

    Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в школу для продолжения праздника.

    Подведение итогов:

    Все команды в школе

    Скоморохи – судьи на сцене:

    1. Семь команд так старались.

    Мы ими просто любовались.

    И за все мы болели-

    Молодцы вы, в самом деле!

    2. Мы по солнышку вам дарим,

    Чтоб вы улыбались,

    Чтоб учились, чтоб дружили

    И соревновались!

    3. Чтоб вы лучики – конфетки

    Съели непременно.

    И тогда весенние

    Наступят перемены.

    4. Зазвенит весна ручьями,

    Соловьями запоёт.

    Пусть вам Масленица наша

    Пятёрок больше принесёт.

    (Дарят всем участникам солнышки).

    Скоморох 1:

    «На чай с блинами приглашаем.

    Приходите, не стесняйтесь!

    Хороши блины! Всем хватит!

    Угощайтесь! Угощайтесь!

    А блины- то круглые

    Прямо с пылу с жару.

    Подходите, подходите,

    Ближе к самовару»

    Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие

    Хорош, горяч, весел народный праздник Масленица. Попробуйте познакомить ребят в школе с языческими праздниками на Руси. Одним из которых является Масленица. Мы подготовили примерный сценарий Масленицы для начальных классов.

    Сценарий праздника Веселая масленица

    Оборудование: фонограммы песен (для музыкального сопровождения), соломенное чучело (можно заранее сделать вместе с учениками), выпечка.

    Ведущий (учитель или приглашенный взрослый): Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать древний народный праздник Масленицу. Знаете что это за праздник?

    На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день - в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта - 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим - то есть каждый год число празднования изменяется. Но нам ведь это не помешает, правда?

    А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю - ровно 7 дней.

    А какой главный символ Масленицы? - Блины!

    А что символизирует собой блин? - Солнце!

    Правильно Солнышко!

    «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей» - писал о блинах русский писатель А.И.Куприн.

    И это неспроста! С 20 марта день начинает увеличиваться. Солнышко с каждым следующим восходом чуть дольше задерживается над горизонтом. Это знали еще древние славяне. И потому стали праздновать Масленицу именно в конце марта. Народ хотел помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

    Значит Масленица - праздник Солнышка. А еще Масленица - самый веселый, шумный, народный праздник.

    И люди не только гуляют и отдыхают эти все 7 дней. Каждый день масленичной недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

    На сцену выходят наряженные дети, с названиями дней Масленицы.

    1 ребенок с названием «Встреча»: - Я понедельник. В понедельник нужно встречать и зазывать Солнышко. А еще надо сделать длинные горки и кататься на салазках.

    2 ребенок с табличкой «Заигрыш»: - Я вторник. В вторник будем играть и веселиться, печь блины и угощать ими всех.

    3 ребенок с табличкой «Лакомка»: - Я среда. В среду - пора готовить вкусное угощение и конечно всех угощать!

    4 ребенок с табличкой «Разгуляй»: Я четверг. В этот день нужно кататься на конях по кругу. Делать санный поезд, строить и оборонять снежную крепость.

    5 ребенок с табличкой «Тещины вечера»: - Я пятница. В этот день зять едет к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

    6 ребенок «золовкины посиделки»: - Я суббота. В этот день ходят в гости ко всем другим родственникам и опять угощение, бесчисленные блины.

    7 ребенок «Прощенный день»: - Я воскресенье. В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу. В последний день масленичной недели сжигают чучело Зимы - Морены. Пусть сгорят все холода и невзгоды. Провожаем Зиму, встречаем Солнышко.

    Ученики читают стихи и поют частушки:

    ***
    Начинаем проводы зимы-
    И согласно праздничной программе,
    До ворот проводим зиму мы
    А весна уже не за горами.

    ***
    Масленица в гости к нам идёт!
    Вы скорее поспешите
    И друзей с собой зовите.
    Налегай, не жалей
    Наши всё равно вкусней!

    ***
    Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели,
    Ой, блины, блины, блины
    Вы блиночки мои.

    ***
    Мы на масляной неделе
    Праздник не нарушили,
    Все друзья плясали, пели,
    А мы блиночки кушали.

    ***
    В нашем классе все девчата
    Ловкие умелые,
    Все в нарядных платьях ярких,
    А блины горелые.

    ***
    25 блинов огромных
    Съел я за один присест
    И теперь вы на тетрадках
    Не найдёте чистых мест.

    ***
    Я старалась, расстаралась
    Напекла блинов поесть.
    Сотен пять, а может шесть.
    Угощение на славу, а ребятам на забаву.

    Надеемся, наш сценарий Масленицы для школьников поможет вам провести яркий и веселый праздник в школе.

    Сценарий праздника Масленицы для мл. классов

    Музыка Фанфары

    Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы встречаем праздник масленицу – самый веселый праздник в старину. На масленицу провожают зиму и встречают весеннее солнышко. Весна одолевает Зиму, а Зима уходить не хочет, сопротивляется. Встретим дружными аплодисментами наших скоморохов.

    Скоморох 1: Бояре и боярыни! Судари и сударыни!

    К нам на праздник поспешите, с нами спойте и спляшите!

    Скоморох 2: Что за праздник? Что за праздник?

    Скоморох 3 :Не слыхали о нем, разве?

    Будет праздник здесь большой!

    Встретится Зима с Весной.

    Зиму песнями проводим,

    Спляшем с нею в хороводе.

    А весну весельем встретим,

    Словом ласковым приветим!

    Скоморох 4 : Как же к вам Весна придет?

    Разве по снегу дойдет?

    Нет, напутали вы что-то!

    Скоморох 5 : А скажите, вам охота

    Встречу эту увидать? (ДА!!!)

    Что ж, тогда придется звать!

    Встреча эта состоится.

    Кто же там, на тройке мчится?

    Под музыку «Под дугой колокольчик поет» въезжает Зима на тройке лошадей. (ритмика)

    Зима: Здравствуй, весь народ честной!

    День сегодня непростой!

    На санях, да с бубенцами.

    Я пришла проститься с вами!

    Время быстро пролетело,

    Я заметить не успела

    Что закончен мой черед.

    Вслед за мной весна идет!

    Скоморох 1 : Погоди, Зима, прощаться и с народом расставаться!

    Мы с тобой хотим сплясать, песни спеть и поиграть.

    Песня весенняя веселая

    Ведущий: Всю неделю на Масленицу люди зиму провожали, Весну встречали, веселились, катались с горки, водили хороводы, песни и частушки пели.

    Скоморох 3 : Зазывай, народ, весну,

    Синеоку и красну!

    Дети зовут весну: Весна-весна, приди красна!

    Под музыку «Весна» появляется Весна

    Весна: Здравствуй, милая Зима!

    Тебе на смену я пришла!

    Зима: Здравствуй, милая Весна!

    Домой на север мне пора!

    Весна : Ты, сестрица, не спеши, со мной весняночку спляши!

    Танец Ритмика

    Зима: Прощайте, люди и простите, на Зиму зла вы не держите!

    Желаю Вам добра и света, и лишь добра весной и летом!

    Весна: Зиме счастливого пути желаем,

    На север Зиму с миром отпускаем.

    Зима уходит

    Ведущий: Надо бы нам с вами покричать,

    Солнышко ясное в гости позвать.

    1 «Б» : Солнце, солнце! Выгляни в оконце!

    2 «Б» : Солнышко, появись! Красное, нарядись!

    3 «Б» : Выйди, выйди, солнышко

    На родное полюшко!

    На хлебный колосок.

    Там ребята играют,

    Масленицу провожают.

    Под музыку выходит Солнце

    Ведущая: Дружно дети покричали, солнце красное позвали!

    Солнце ясное появилось, солнце красное нарядилось!

    Ребята, давайте вместе поиграем с солнышком. Когда день на дворе, солнце всходит. Вот как оно высоко сидит на небе! (показ – руки вверх). Когда ночь наступает, солнышко за гору прячется (показ - присели).

    Утром солнышко встает выше-выше выше!

    Ночью солнышко взойдет ниже-ниже ниже. (2-3 раза)

    Ведущий : А теперь послушайте частушки в исполнении 6 «А» класса.

    Частушки:

    Мы частушки сочиняем, можем их пропеть сейчас.

    Мы для вас споем, сыграем, попросите только нас.

    Папа мне купил коня вороные ножки.

    Я девчонок покатаю по большой дорожке.

    У меня 4 шали, а одна в цветочек.

    Я девчонка боевая, просто ангелочек!

    Самовар, самовар, тоненькая ножка.

    Я посеяла горох – выросла картошка.

    Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли.

    А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали.

    Ведущий: (хвалит артистов). Как на Масляной неделе

    Из печи блины летели.

    Ой, блиночки мои, блины масляные.

    Румяный блин означал весеннее солнышко. И в наше время на масленицу пекут блины. Это такой старинный русский обычай – встречать весну блинами.

    Песня «Ой, блины, блины, блины»

    Проводы Зимы — мероприятие коллективное, невозможно водить хороводы, играть в снежки и брать ледяные крепости в одиночку. Так что праздник этот нужно проводить, объединившись несколькими семьями, целым классом или вместе с соседями. Предлагаем вам сценарий проведения этого замечательного праздника.

    Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

    Действующие лица

    1-й скоморох

    2-й скоморох

    Зима, гости (шесть человек)

    Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

    Вбегают Скоморохи.

    1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

    2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

    1-й скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

    2-й скоморох. Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

    Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

    1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

    Зима . Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

    Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

    Зима . Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

    1-й скоморох. Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

    Ведущая. В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

    2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

    Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами.

    Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

    Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

    Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

    1-й скоморох . Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

    2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

    Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

    Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

    Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

    Зима. Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

    Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

    Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу. Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда? Дети (хором). Да!

    Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда? Дети (хором). Да!

    Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

    1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

    2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

    Зима. И где же это ваша помощница?

    Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу.

    Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

    Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

    1-й скоморох. Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

    2-й скоморох . Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

    1-й скоморох . Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

    2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

    1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

    Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

    Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»),

    1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

    2-й скоморох . «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

    1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

    Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

    Пословицы : «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

    Ведущая. Масленица длилась семь дней.

    1-й скоморох . Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

    2-й скоморох . Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

    Ведущая . В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

    Объявляется конкурс исполнителей частушек.

    Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

    Не смотрите на меня, —

    Глазки поломаете.

    Я не с вашего села,

    Вы меня не знаете.

    На окошке два цветочка:

    Голубой да аленький.

    Я парнишка боевой,

    Хоть и ростом маленький.

    Ведущая подводит итоги конкурса.

    1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

    2-й скоморох. А чем лакомятся на Масленицу?

    Дети (хором). Блинами!

    Ведущая. Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

    Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

    В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

    1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

    2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

    Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

    Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

    Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

    Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

    Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

    Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

    Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов. Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

    1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

    2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

    3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

    (Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

    4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

    Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

    Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

    Дворовой — покровитель двора мужского пола.

    Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

    Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

    Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

    Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

    Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

    Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

    Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

    Леший — дух леса.)

    5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

    6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым)

    7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

    8. Назовите древних славянских богов.

    (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

    Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

    Белее — бог скотоводства и богатства.

    Зембог — бог земли.

    Дидилия — богиня деторождения.

    Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

    Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

    Морозко — бог зимы и холода.

    Даждьбог (Хоре) — бог солнца.)

    Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

    9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

    Викторину можно завершить совместным хороводом.

    1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

    2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

    Ведущая. Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

    Дети отвечают на вопросы ведущей.

    Ведущая. Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

    1-й скоморох. Шестой день — «Золовкины посиделки».

    2-й скоморох. В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

    1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

    Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

    Ведущая. Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

    Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

    1-й скоморох. Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

    2-й скоморох. Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

    Ведущая . Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

    Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

    Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

    Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.