• Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи. История рукоделий: китайское искусство вырезания из бумаги Китайское вырезание

    История возникновения художественного вырезания из бумаги.

    Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и уже существовала до изобретения бумаги.

    И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.

    Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».

    Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.

    Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.

    Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.

    После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Галерея работ в этой технике: www.sino-arts.com/papercutG.html

    Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке - в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути - в Европу.

    Во Франции узоры из бумаги стали называть словом "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике "силуэт" стали украшать дома знатных людей, а картинки - альбомы.

    Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (увидеть его работы можно здесь: www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.

    Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).

    Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш - розочка).

    Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.

    Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их н аклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.

    Бумажные занавески, источник фото: www.taverne.ru/viewtopic.php?f=13&t=104&start=0&sid=077b7ba6260c0bc9fc52d244c3a7069d

    Славянские вытынанки имели характерные особенности техники и сюжетов и содержали стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры, древние символы, сохранившиеся в народе еще с дохристианских времен.

    Вытынанки мастеров Подолья в Симферопольском этнографическом музее:

    Т.к. бумага - материал не самый долговечный, но при этом дешевый и доступный, то изделия из нее не берегли. Перед большими религиозными праздниками (Пасха, Рождество), символически обновляя дом, эти украшения выбрасывали или сжигали, чтобы заменить их новыми. Вот почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло совсем мало.

    Создавали эти узоры, складывая лист несколько раз и вырезая в нем ножницами фигурные отверстия. Полученный узор повторяется столько раз, во сколько слоев сложена бумага (вырезание снежинок - это тоже вытынанка). Причем в большинстве случаев для этого традиционно использовали большие ножницы для стрижки овец, позднее - портновские, маникюрные, т.е. те, что были в хозяйстве.

    Очень интересны польские и западнобеларусские выцинанки. Их часто делали разноцветными и многослойными, для этого склеивали несколько вырезок (поэтому они еще назывались «выклеянками»).

    Напоследок смешной мультфильм «Выцiнанка-выразанка» Михаила Тумеля на песню этно-трио «Троiца»)

    Продолжение статьи читайте здесь:

    Похожие статьи:

    © Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

    Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

    Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

    Китайские штучки (Из истории силуэтов)





    «Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».
    В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
    Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусств, где мне и посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ, разложила на столе папки с картинками, я была поражена и очарована. «Живые» «тен-чжи», как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее, чем фотографии в интернете и разительно отличались от виденных мною ранее: здесь были и большие, похожие на кружево, и маленькие – такие, к которым прикоснуться позволяешь себе, только затаив дыхание.
    (Поясню для непосвящённых: все работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом. (Так же, например, как вся поэзия в мире, независимо от жанра и стихотворного размера, называется поэзией). От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная из одного листа, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части).
    Теперь вернёмся к колекции тен-чжи из фондов ЦГАЛИ СПб.
    Один набор выполнен из точайшей, почти невесомой бумаги, и изображает, вероятно, маски богов и героев.
    Рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовые сценки. Однотонные силуэтики из немелованной бумаги испещрены прорезями, насечками и наколками.
    В Китае первоначально вырезание из бумаги являлось развлечением исключительно императорского двора – из-за чрезвычайной дороговизны материала. Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
    Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
    Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».

    Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.
    Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления плоскостных кукол в нём не изменилась.
    Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - тен-чжи, "цзяньчжи", а народ называет вырезки «оконные цветы» или «оконные узоры».

    В настоящее время в музеях Поднебесной хранится различная деревянную мебель, расписанную лаком, покрытая разноцветными узорами и изображениями, которые делали и делают на основе бумажных вырезок: сначала рисуется нужный орнамент, из бумаги вырезается образец, по которому выполняется вышивка, или вырезку наклеивали и раскрашивали на поверхности мебели.
    В деревнях женщины собирались на посиделки и вырезали различные композиции из бумаги. Каждой девочке было необходимо научиться искусству бумажной вырезки – по готовым работам судили, насколько девушка умела, и терпелива, и по таким работам выбирали невест.

    «Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов» .
    Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Такое вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги, мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу от нескольких одинаковых картин до десяти и больше.
    В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
    На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
    Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.
    Картины в стиле тен-чжи вырезают уличные художники, вместе с этим искусство вырезания - почётный вид декоративно-прикладного искусства Китая.
    Тен-чжи изучают в школах и вузах, а в регионах, где такие картины являются брендовой сувенирной продукцией, мальчиков и девочек приобщают к вырезанию с 5 лет, обучая будущих мастеров в специальных школах.
    Традиции вырезания из бумаги настолько сильны, что официальным дизайнером Пекинской Олимпиады была бабушка Ли – народная мастерица, радовавшая гостей и победителей игр своим искусством.

    Цзяньчжи - это,художественные вырезки - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной . Полюбуйтесь, какой это потрясающий вид творчества, который можно запросто применять в скрапбукинге:


    Тонкий, изящный стиль искусства вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян, популярен среди мастеров Китая и за рубежом. В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

    Культурный мир Поднебесной, эксклюзивен тем, что многие течения в искусстве, были придуманы и достигли триумфа исключительно в Китае.

    Исследователи считают, что свое начало этот вид творчества берет от эпохи правления династий Шан и Чжоу. Где - то VI столетие, и все же существует мнение, что Цзяньчжи ведет свою историю с ещ более давних времен.

    Сначало искусство вырезки использовалось в религиозных целях, бумажные фигурки сопровождали умершего в мир иной. Временами их предавали огню, во время похоронного обряда. Также античные предки народов Китая, использовали бумажные фигурки, как дар Богам.

    После искусство Цзяньчжи перестало быть обрядовым, но фигурки из бумаги остались популярными у китайского народа.

    Чтобы сотворить из бумаги шедевр искусства, уходит много времени, Цзяньчжи это отчетливость контуров. Появившись в давние времена, этот вид бумажного творчества, держался в семейном секрете и передавался по наследству. Чаще всего вырезкой из бумаги занимаюстся в сельской местности.

    В наше время бумажные узоры применяются в интерьере, для декорирования различных предметов обстановки. Вырезками украшают подарки. В старые времена, данные вырезки использовались как примеры для орнаментов и вышивки. Существует два вида вырезок в этом творческом направлении: №1 – вырезка ножницами, применяют сразу несколько листов бумаги (но не выше 8 листов за раз), специалисты приклеивают их на бумагу, при содействии острого ножа создают безупречные узоры; №2 – создание узора ножом, сперва складывают бумагу в несколько слоев, укладывают на клей, изготовленный из пепла и животного жира, затем скрупулезно вырезают по ней рисунок, вертикально удерживая нож.

    Современные китайские мастера Цзяньчжи

    Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

    Год рождения 1903 г. С 16 лет Линь Тао обучалась искусству Цзяньчжи.

    Старушка Линь Тао при помощи ножниц и бумаги создает прекрасный, полный радости ми. Ее искусство приобрело широкую популярность. Несколько ее работ вошли в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», от из-ва «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, посетившие Чжанпу с этнографической экспедицией, с восхищением заявили: «Она китайский Пикассо из народа!»

    В 2004 г. ЦХИ отозвался о ее даре так: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке - реке – жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». В последствии сюжет этой выставки был охвачен в фильме «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

    Испытав на своем веку беды и радости, мастерица считает: «Самая большая радость – это быть вместе со всеми членами семьи».

    Ее соседи, обращаются к ней за вырезками изображающими цветы, драконов и феникса, уток-мандаринов, символы счастья и радости, добавляя их к основным подаркам к празднкам. Когда ее просят, Линь Тао передает азы своего мастерства молодому поколению. Практически во всех средних и начальных школах есть группы искусства, Цзяньчжи в которых талантливая мастерица читает лекции.

    Вряд ли кто даст ответ на вопрос: как нигде не обучавшаяся данному виду творчества, мастерица, добилась таких потрясающих результатов.

    Творения этой удивительной мастерицы, смотрятся оживленно, «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» – говорит Линь Тао.

    Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.

    То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.

    Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!

    Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).

    К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.

    Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

    Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

    Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.

    Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.

    Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.

    Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
    Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".

    Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.

    Современные мастера цзяньчжи создают в этой технике даже пейзажи. Автор: Ma Zhiyuan,

    Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.

    Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.

    Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.

    И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.

    Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.

    Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

    Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.

    Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т.д.



    Вырезанные из бумаги картинки в Китае

    Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.

    Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.

    Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».

    По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.

    Бумажные снежинки

    Вырезание снежинок является одним из направлений этого древнего и всеми любимого искусства. В какой именно местности впервые появилась такая вырезка сейчас установить невозможно. Однако можно предположить, что произошло это в России и еще задолго до появления здесь бумаги.

    Дело в том, что с незапамятных времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта, таких как туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягод использовали кору березы — бересту.


    Белорусская вытинанка

    Бытовые предметы из бересты часто украшались ажурным прорезным орнаментом. В XVIII веке прорезную бересту активно использовали для украшения, хотя оформленные подобным образом изделия существовали и ранее. Тонкая береста легко прорезалась как ножом, так и ножницами (а ножницы в России появились где-то в X веке) и позволяла создавать сложные орнаменты, которые радовали глаз и пользовались большой популярностью. Человек очень наблюдателен, поэтому неудивительно, что многие идеи он заимствует у окружающей его природы. Русский же человек живет в достаточно суровых условиях, зимы у нас долгие и снежные. Красивые снежинки не могли остаться вне поля его зрения, не вызвать желания подражать природному орнаменту кристаллов льда. Так, по-видимому, и появились узоры на берестяных изделиях, которые воспевали на тепло и краски лета, а суровую красоту зимы.


    Фиранка — оконная занавеска из бумаги

    В настоящее время снежинки вырезают, конечно, уже не из бересты, а из бумаги. Из года в год зимой резные снежинки на окнах согревают своей красотой людские сердца. Бумажные снежинки можно собирать в гирлянды, украшать ими абажуры, открытки, картонные шкатулки, подарочные коробки и сумочки. Красивую снежинку, например, с силуэтом животного — символа года, можно поместить в рамку под стекло — получится картина. Приделайте к лучу снежинки петельку — и вот готово украшение для елки. Оригинально смотрятся снежинки на праздничном столе. Вариантов применения снежинок множество, главное — проявить фантазию.


    польская выклеянка (многоцветная декоративная композиция из частей, наклеенных друг на друга)


    Снежинку с красивым силуэтом можно поместить в рамку под стекло

    Мы собрали более 100 придуманных нами бумажных снежинок. Они представляют собой круговые композиции, основанные на центрально-лучевой симметрии. Лучи расходятся от середины круга. Наши снежинки, как и их природные прототипы, имеют шесть лучей. Можно, конечно, сделать и четырехлучевые и восьмилучевые снежинки, но они будут далеки от природных образцов.

    Для удобства работы мы разделили все снежинки на три категории:
    Снежинки-орнаменты. В этих снежинках преобладают орнаментальные мотивы, основанные на повторе и чередовании составляющих их элементов. Орнамент может быть простым или сложным, выдуманным или реально существующим — на ваше усмотрение. Зачастую орнаменты не требуют предварительной проработки деталей и придумываются по ходу вырезания.
    Снежинки-подобия. В эту категорию вошли снежинки, созданные по образцу и подобию настоящих снежинок, падающих зимой с неба. Для изготовления подобий вам пригодится знание классификации природных снежинок и их внимательное рассматривание.
    Снежинки-силуэты. Снежинки этой категории украшены сюжетными композициями и напоминают силуэтную графику. Они самые сложные по исполнению, но при этом и самые живописные. Придуманный сюжет рисуется на заготовке снежинки, при этом желательно, чтобы его внешний контур походил на один из видов классификации природных снежинок.
    Это разделение весьма условно, так как все вырезанные изделия по своей сути одновременно являются как силуэтами, так и орнаментами.


    Снежинка-орнамент


    Снежинка-подобие