Поздравления 1 классникам с окончанием азбуки. Прощание с букварём (праздник для первоклассников). Заходер Б. В. «Птичья школа»
Прощание с Азбукой
Ведущий:Дорогие ребята!
Поздравляю вас с первой школьной
победой, которую вы одержали благодаря старанию,
трудолюбию и желанию учиться.
Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать по вашей
первой книге-Азбуке.
Но Азбука познакомила вас не только с буквами.
Ее страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками,
умеющими выполнять школьные правила.
1.Поступил я осенью
В школу в 1 класс.
И зовусь я школьником
С первого числа.
2.Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в 1 раз.
Когда мы шли сюда с цветами
В свой самый лучший 1 класс.
3.Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять.
Мы Азбуки свои открыли,
Открыли чистую тетрадь.
4.Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами.
Подружились сказки с нами.
5.Мы знаем буквы, знаем слоги,
И постепенно, понемногу.
Звучит песня «Чему учат в школе»
Ведущий:Сегодня к нам в гости приплыл корабль «Школьник».
Давайте совершим на нем путешествие.
Итак в путь. Мы прибыли на станцию «Загадок»
Ведущий:Загадки
Вот два столбца наискосок
А между ними поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква(А)
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три(З)
Эта буква широка
И похожа на жужжа(Ж)
Птица смотрит в удивленьи
На лесное объявленье
Не найдет она никак
В этом слове(Ь)
Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой
Согнув баранкой ногу?(Б)
Подойди цыпленок цып
Повторяй-ка:цып,цып,цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок
Это цапля на крыльце
Объясняет букву(Ц)
Ученик читает стихотворение:Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти
Прочти, пожалуйста прочти!
Не надо умолять сестру
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать
Игра «Шиворот-навыворот»(после каждого куплета всем вместе повторять,если надо слова
это я, это я, это все мои друзья)
1.Кто ватагаю веселой
Каждый день шагает в школу
2.Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
3.Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?
4.Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки
5.Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей.
6.Кто из вас не ходит хмурый
Любит спорт и физкультуру
7.Кто из вас своим трудом
Украшает класс и дом?
8.Кто из вас хочу узнать
Любит петь и танцевать?
Следующая станция «Всезнайка»
Ученик читает стихотворение:
Мы теперь ученики
Нам не до гулянья
На дом задали крючки
Первые задание.
Мы над прописью вдвоем
С мамой распеваем
Вниз ведем, ведем, ведем
Плавно закрепляем.
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами
Телевизор не глядим
3 часа, сидим, сидим
Плавно закрепляем
Вечер, Поздно. Спать идем
Сразу засыпаем
И во сне ведем, ведем
Плавно закругляем.
Ученики читают стихотворения:
1.Гласные тянуться в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
В темном углу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать.
2.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть
И не хочется им петь.
3.Дружит гласная с согласной
Составляя вместе слог.
4.Ма и ша,а вместе Маша
К нам явилась на урок.
5.Если слоги встанут рядом
Получаются слова.
6.Ты и ква, а вместе тыква
Соединили мы два слова
И предложение готово.
Ведущий:В ранце нашем учебников много
Про них загадки загадать я всегда готова:
2.Этот задачи, примеры решать(мате-ка)
3.Этот поможет мне грамотным быть
Слова и пре-ния писать(руск.яз)
4.Этот научит природу любить(окр. мир)
5.Этот подскажет-где басня,где сказка,
Где закличка и считалка.(чтение)
6.Этот научит меня мастерить(труд)
Все ли учебники названы нами?
Пусть они будут все вам друзьями!
«Что берем с собой в портфеле»
Игра:«Доскажи словечко»
1.Рисовать решил я дом
Открываю свой(альбом)
2.Рисовать умеет наш
Деревянный(карандаш)
3.Вдруг прямою станет змейка
Если есть в руках(линейка)
4.В альбоме буду рисовать
А для письма нужна(тетрадь)
5.Гриб, медведь, лиса.корзина
Все слеплю из(пластилина)
6.Я рисовал, а тут Иринка
Сотрет ненужный штрих(резинка)
7.Цифры стали по порядку
Запишу я их в (тетрадку)
неизвестную землю.
Интересно, что нас ожидает здесь(.Появляется пират)
Пират:Полундра-а –а!Попалися,голубчики!
Бей!Лови!Жги!
Ведущий: Ой, куда это мы попали
На нашей карте эта земля не отмечена.
Пират: Это остров «Ошибок».Добро пожаловать,многоуважаемые двоечники!
Ведущий:Нет у нас двоечников и этот
остров нам не подходит!
Мы будем продолжать наше путешествие.
Пират: Ха-ха-ха!
Как бы не так!Вы покините этот остров только тогда,когда ребята ответят на все мои задания! (Выполнение заданий пирата)
Поздравления от родителей:
Полезнее книги- нет вещи на свете
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь- набирайтесь ума.
Игры:
Стульчики,
Летит. Летит по небу шар,
В моем отряде.
Окончание праздника.
Разработка логопедического утренника «Праздник Букваря»
Первоклассники входят в зал под музыку песни «Наташка - первоклашка»
(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)
Первоклашка, первоклассник,
У тебя сегодня праздник!
Он серьезный и веселый
Встреча первая со школой!
Был вчера еще просто ребенком, Ничего не поделаешь тут, Называли тебя дошколенком, А теперь первоклашкой зовут. Припев.
Все пока в образцовом порядке, И вопрос ни один не возник. Ни помарочки нету в тетрадке, Чист, как синее небо, дневник! Припев.
Пусть на плечи ложатся заботы, Но тебе ли от них унывать. С понедельника и до субботы Будешь знания ты добывать…
Показ презентации «Чтобы праздник был в радость»
Ученик: Дорогие гости! Милые родители!
Первоклассников своих послушать не хотите ли?
Ученик: Мы пришли нарядные, мы пришли красивые.
Полюбуйтесь вы на нас, гости наши милые
Вместе: Собрались мы здесь не зря.
Сегодня – праздник Букваря!
Ведущий: Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у всех нас замечательное настроение.
Да, букварь – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Букваря – нет. Давайте, ребята, позовем его.
Вместе: Бамбара, чуфара, лорики, ёрики,
Пикапу, трикапу, скорики, морики.
Ветерок повей. Флаг на мачте рей.
Дорогой Букварь, приходи скорей.
Входит Букварь (девятиклассник) в шляпе в горошек с надписью «Букварь».
Букварь: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Букварь!
Букварь: Я вас услышал и пришел.
Мне с вами было хорошо.
Ценил я каждую минутку,
Влюбился в вас я не на шутку.
Приятно было вас учить
Но знаю, что пришла пора нам расставаться.
Давайте ж будем весело и тепло прощаться.
Ведущий: Спасибо, Букварь, что ты нас посетил.
Мы ждали тебя из последних уж сил.
Мы для тебя приготовили трон
Надеемся, будет удобно на нем.
Вместе: Ты посиди, полюбуйся на нас.
А мы о тебе поведем свой рассказ.
(Дети усаживают Букварь на кресло и читают стихи)
Ученик: Букварь – это первая книга моя.
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учил.
Радость открытий мне подарил.
Ученик: Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
Ученик: Смех и слёзы, радость и печаль,
За эти месяцы удалось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль
Ученик: Был наш путь не очень долог
Незаметно дни бегут
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ведущий: Кто любит музыку и песни,
Тому живется интересней.
И в день прощанья с Букварем
Ему мы песенки споем.
Исполнение детьми песни «Прощай, Букварь!» на слова и музыку Людмилы Мельниковой
Мой букварь, мой друг надежный,
Расстаемся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаемся с букварем,
Песню мы о нем поем!
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Букварь: Спасибо вам, ребята, за тёплые слова.
Вот даже от волнения кружится голова.
Но я не могу продолжать праздник без своих помощников.
Ведущий: А кто они?
Букварь: Сейчас увидите.
Эй, помощники, друзья,
Выходите все сюда.
(Выходят пропись, карандаш, ручка, тетрадь)
Пропись: Я верною подругою, друзья, для вас была.
Сегодня попрощаться на праздник к вам пришла.
Терпению, старанию я вас всегда учила.
Письменными буквами писать вас научила.
Карандаш: Я – другой приятель ваш –
Проворный черный карандаш.
В тетрадях палочек ряды –
Мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее,
Тем палочки ровнее.
Ручка: Кто дружить со мной готов,
Тот не пожалеет,
Сколько он хороших слов
Написать сумеет.
Тетрадь: У меня обложка синяя,
На любой странице линии,
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку.
Ведущий: Кажется, ещё вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители и гости, на своих детей – как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом их первая учебная книга «Букварь» и его помощники: пропись, ручка, карандаш, тетрадь. Они научились быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
Исполняется песенка о крепкой дружбе на слова М.Пляцковского, муз.Б.Савельева
Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой" - шутят все вокруг. Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
(Слышится стук в дверь).
Ведущий: Кто там?
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес телеграмму для ребят 1 класса.
Ведущий: Ой, мы так рады, нам ещё никогда не присылали телеграмм!
Печкин: Только я вам её не отдам!
Ведущий: Это почему же? На телеграмме написано: Илишевская школа-интернат, 1 классу. Значит нам!
Печкин: А потому, что у вас документов нет. Почем я знаю, может это 2 или 3 класс?
Ведущий: Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет … Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! «Классный журнал» называется. Здесь и печать есть, и все фамилии детей в алфавитном порядке, и фамилия учителя 1 класса! (Показывает журнал, Печкин внимательно изучает)
Печкин: Всё равно не отдам. Потому что за посылку расписываться надо, а вы ещё маленькие, неграмотные.
Ведущий: Да как это неграмотные? Да мы весь Букварь закончили, всё изучили. Все ребята научились писать, хорошо читать. Правда, ребята? Кто возьмёт на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина? (Один ребенок расписывается).
Печкин: Ну, теперь всё. Вот вам ваши телеграммы, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания! (Печкин уходит).
Ведущий: Дети, нам на праздник прислали телеграммы сказочные герои. Послушайте и отгадайте, кто же их отправил.
1. Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с праздником Букваря! Приехать не могу. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко … (Мышка из сказки «Курочка-ряба»).
2. Поздравляю с окончанием букваря! Приехать не могу. Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби … (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»).
3. Скоро буду на празднике. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл … (Колобок из русской народной сказки «Колобок»).
4. Сможем приехать, если спасете. Нас съел серый волк … (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).
5. Поздравляю с праздником. Приехать не могу. На балу потеряла одну туфельку … (Золушка из сказки «)
6. Приеду, когда найду свой букварь … (Буратино из сказки Ш.Перро «Золотой ключик или приключения Буратино»)
7. Поздравляю. Приехать не могу. Много больных зверей … (Доктор Айболит из сказки «).
8. Поздравляю всех с праздником Букваря. Не ссорьтесь. Давайте жить дружно … (Кот Леопольд из сказки «).
9. Сяду на пенёк, съем пирожок … и скоро буду на празднике (Медведь из сказки «Маша и медведь»).
10. Стучу-стучу носом по тарелке, но ничего не попадает … (Журавль из сказки (Лиса и журавль).
Поздравление первоклассников учащимися 3 класса с песней на мотив песни «Голубой вагон»
Время наше быстро улетело вдаль,
Очень жаль, что быстро всё прошло.
Повстречались с Букварём недавно мы,
А теперь прощание пришло.
Скатертью, скатертью,
Знаний путь стелется,
И упирается
Прямо в небосвод.
Многое, многое,
Нам узнать хочется,
Получать знания
Будем каждый год.
Говорим мы Букварю «Прощай» сейчас
К мудрым книгам мы узнали путь,
Вы, родители, порадуйтесь за нас
Припев:
Букварь: Ребята, покажите мне, как хорошо вы научились читать.
Ведущий: Видите, на экране телевизора загадка Букваря. Прочитайте и отгадайте.
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё это – (хором) алфавит!
Игра «Алфавит».
Игра выявляет, насколько хорошо знают дети порядок букв в алфавите. Первоклассники получают карточки со словами, а ученик 2 (3 или 4) класса должен построить учащихся так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке. Затем назвать эти предметы, одним словом:
Ворона, голубь, дятел, кукушка, сорока;
Белка, волк, ёжик, лось, медведь;
Апельсин, банан, груша, лимон, яблоко.
Танец первоклассников под песню «Смешарики-нолики».
Игра «Угадай буквы».
1. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (Буква Ж)
2. В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (Буква О)
3. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (Буква З)
4. Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (Буква А)
5. Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась … (Буква Ю)
6. Хорошо известно всем:
Где метро, там буква … (Буква М)
7. Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой … (буква Ф)
8. Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я - это мы».
А между тем
Получилась буква … (Буква М)
Букварь: Ах! Забыл совсем друзья,
Что представить должен я,
Тех, кто на смену мне придёт,
Ведущий: Давайте позовём наши новые учебники - Литературное чтение и Русский язык (Дети хором зовут).
Литературное чтение: Я – «Литературное чтение».
Вам моё почтение!
Полистай мои страницы.
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Русский язык: Я люблю учить детей.
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою!
Ведущий: (Вручает первоклассникам учебники: русский язык и чтение). Также вы будете ходить в библиотеку, чтобы получить интересные для вас книги для чтения. Я надеюсь, с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно. Теперь я прошу всех первоклассников принять клятву читателей.
Читает клятву:
Брать книги только чистыми руками. - Клянемся! Обернуть книгу, вложить в нее закладку. - Клянемся! Не перегибать книгу при чтении. - Клянемся! Вовремя возвращать книгу в библиотеку. - Клянемся!
Поздравление первоклассников учащимися 2- 4 классов с песней про книги на мотив «Песенки Мамонтёнка».
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу (2 раза)
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
(2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев:
Ведущий: Ну, вот и перевёрнута
Последняя страница,
Теперь уже не с Букварем
Будем мы учиться.
Ученик: Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
(За сценой организуют громкий плач)
Ведущий: Что такое? Что случилось?
Почему так огорчилась?
Ученик: Жалко с Букварём прощаться.
На второй год хочу остаться.
Но жалко с вами расставаться.
И жалко с Букварём прощаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
Мы познакомимся с баснями и песнями.
Букварь нам заменит «Литературное чтение»
С ним так интересно нам будет с тобою.
И библиотека откроет нам двери,
И самые лучшие книги доверит.
Гляди веселее и слёзы утри,
Нас столько чудесного ждёт впереди.
Ученик: Раз так, то и я с букварём попрощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,
Скажем очень громко (хором): «Прощай, Букварь!»
Хотя расставаться с тобой очень жаль.
(Букварь прощается и уходит)
Ведущий: А сейчас, слово для поздравления предоставляется зам. Директора по учебной работе, Казихановой Л.Ф. (Выступление завуча, под музыку вручаются удостоверения об окончании Букваря).
Ведущий: Спасибо, Лилия Фарвазетдиновна за тёплые слова …
Ведущий: А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся (Под музыку вручаются подарки).
Надпись на титульном листе книги:
Дорогой друг!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет
Совсем не знает скуки
Отгадывание ребусов по слайдам.
Игра «Грамматическая арифметика».
ШИНА – А + ЕЛЬ = (Шинель)
РАМА – МА + ДУГА = (Радуга)
КАР + знак препинания = (Карточка)
Группа поющих людей + насекомое = группа танцующих людей (хоровод)
Нота ФА + необходимая приправа = растение из семейства бобовых (фасоль)
С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = (Скот)
Топливо + вечнозелёное дерево = животное (Газель)
БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (Бабочка)
Игра «Наборщик».
Составьте из букв слова ИГРУШКА (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак)
Игра «Звук заблудился».
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Сели в ложку (лодку) и – айда! –
По реке туда – сюда.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
Закричал охотник: «Ой!»
Двери (звери) гонятся за мной!»
На волке (полке) – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Работа с пословицами.
1. Отгадайте пословицу по двум словам:
Свет, тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма)
Пером, умом (Красна птица пером, человек умом)
Ищи, береги (Нет друга – ищи, а найдешь – береги)
Не умею, научусь (Не говори – не умею, а говори – научусь)
Руки, скуки (Умелые руки не знают скуки)
2. Доскажите пословицу:
Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
Все за одного, … (один за всех)
Повторенье - … (мать ученья)
Друзья познаются … (в беде)
Век живи - … (век учись)
Исполнение песни «Чему учат в школе» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)
Праздник для первоклассников «Спасибо и прощай, Азбука!»
Тузова Гульнара Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Блюдчанской СОШ СП Блюдцинской школы Чановского района Новосибирской области.Назначение: открытое мероприятие к празднику прощание с Азбукой.
Цель и задачи мероприятия:
Учебные: обобщить и закрепить знания о буквах, звуках, умение составлять слова из слогов, предложения из слов, умение читать, писать.
Развивающие: развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас слов, активизировать словесно-логическое мышление, формировать абстрактное мышление, устойчивое внимание.
Воспитательные: воспитать любовь к родному языку, чувство товарищества, взаимопомощи.
I.Орг. момент:
Учитель: Дорогие ребята! Дорогие наши гости! Сегодня у наших первоклассников праздник « Прощание с Азбукой!» Давайте поздравим их с успешным окончанием Азбуки и пожелаем им в дальнейшем хорошо учиться, быть добрыми, честными и умными.
В течение учебного года на уроках Азбуки мы путешествовали по стране Алфавитово на самолётике и на воздушном шаре, а сегодня на праздничном уроке мы решили совершить путешествие на поезде в голубом вагончике. Всё время, знакомясь с новой буквой, ребята вместе со сказочными героями отправлялись в страну «Алфавитово», где посещали парк Знаний, в котором узнавали всё нужное и полезное о буквах русского алфавита. И вот сегодня, совершая заключительное путешествие, мы проверим, чему научились наши первоклассники, какие знания получили о буквах и о многом другом?
Программу нашего праздника представляет вот эта пирамидка из 6 ступенек, по которым первоклассники шагали, изучая буквы русского алфавита.
В путешествие, по стране Алфавитово, мы отправимся вот по этому маршруту на поезде в голубом вагончике. На каждой станции нас будут встречать сказочные герои во главе с Королевой Азбукой.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, я хочу сообщить, что к нам на праздник пришло письмо, от кого оно, неизвестно? Обратного адреса нет, а вместо этого ребус. Я думаю, что ребус поможет угадать автора письма. Давайте попробуем угадать!
Правильно, это письмо от Волшебницы Грамоты. Давайте откроем конверт и прочитаем, что она нам пишет.
«Дорогие ребята! Сегодня у вас праздник, вы познакомились со всеми буквами, живущими в стране Алфавитово. Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь вы сами можете прочесть любую книжку. А книг на Земле великое множество. Вы будите читать книгу за книгой. Но помните свою первую книжку, которая научила вас читать. Как называется эта книжка? («Азбука».) Верно».
Давайте сегодня ещё раз перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука? (Читать, познакомила с русским алфавитом. Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми, так же учила нас дружить, помогать друг другу…)
Да, всего, чему научила «Русская Азбука» не перечислить. Вот, сегодня и покажем родителям, чему же мы научились, работая по этому учебнику?
Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.
II. Итак, начинаем наш праздник. Слово предоставляется нашим первоклассникам.
1 ученик
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки для всех подарок
На столах своих нашли.
2 ученик
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
3 ученик
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4 ученик
Был наш путь не очень долгим.
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5 ученик
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
6 ученик
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет;
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
III. Встреча с Королевой Азбукой.
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я – Королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, - мои подданные. Мы все жители волшебной страны Алфавитово, которая расположена на страницах Азбуки.
А кто – нибудь из вас знает, откуда взялось моё имя Азбука?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз и буки – вот и получилась – Азбука!
И пришла я к вам сегодня неслучайно. Сегодня мы вместе совершим увлекательное путешествие в страну Алфавитово, где встретятся герои любимых сказок, предстоят нелёгкие испытания. Но чтобы попасть в эту страну я приглашаю отправиться в голубом вагончике на станцию Алфавитово. Итак, в путь!
(Все «садятся» в поезд с вагончиками и поют песню на музыку В.Шаинского « Голубой вагон», 1 куплет и припев).
ПЕСНЯ «Голубой вагон»
I. Голубой вагон бежит качается,
Он до места всех нас довезёт.
Путь волшебный здесь наш начинается,
Вот бы он тянулся целый год.
Припев:
Скатертью, скатертью дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
II.Голубой вагон бежит качается,
Скорый поезд набирает ход.
Сказка наша дальше продолжается,
Много интересного нас ждёт!
III.Голубой вагон бежит качается,
Скорый поезд набирает ход.
Ах, зачем же этот день кончается,
Пусть бы он тянулся целый год!
Итак, мы приехали на I.станцию «АЛФАВИТОВО»
Послушайте стихотворение-загадку и отгадайте, кто нас здесь встречает?
«Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить,
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему как дом родной
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если, где услышим стук,
Значит, к нам добрался…(звук).
Итак, 1 ступенька «Звук»
Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово. Аккуратно запишите прописными буквами и составьте звуковую схему (работают на листочках или у доски по желанию).
Букварь зебра сорока
Учебник верблюд ласточка
Карандаш утконос орёл
Ватман кенгуру гусь
Азбука игуана индюк
(буква) (звуки) (слоги)
А ещё со мной пришли на праздник
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Про кого это сказано? Правильно, про буквы!
Итак, 2 ступенька « Буква».
(первоклассники читают стихи С.Я.Маршака о буквах русского алфавита)
А аист прожил с нами лето, а зимой гостил он где-то.
Б бегемот разинул рот, булку просит бегемот.
В воробей влетел в окно, воровать у нас пшено.
Г гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой ножке.
Д дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Е, Ё ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж жук упал, и встать не может, ждёт он кто ему поможет.
З звёзды видели мы днём за рекою, над Кремлём.
И,Й иней лёг на ветки елей, иглы за ночь побелели.
К кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Л лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
М мёд медведь в лесу нашёл, мало мёду, много пчёл.
Н носорог бодает рогом, не шутите с носорогом.
О ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл.
П панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Р роет землю серый крот, разоряет огород.
С спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Т таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.
У ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Ф флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Х ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Ц цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.
Ч часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Ш школьник, школьник ты силач, шар земной несёшь как мяч.
Щ щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ъ все мы знаем без подсказки: твёрдый знак как ключ от сказки.
Ы толстячок, играя с тростью, буква ы шагает в гости.
Ь мягкий знак попробуй, тронь, он горяч как конь-огонь.
Э эта кнопка и шнурок электрический звонок.
Ю юнга будущий матрос, южных рыбок нам привёз.
Я ягод нет кислее клюквы, я на память знаю буквы.
Молодцы, ребята! Хорошо знаете буквы русского алфавита.
« Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь, войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях, растеньях и машинах,
Ты побываешь на морях и на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет путь от « А» до «Я».
Вы успешно прошли этот путь от «А» до «Я», все научились читать! А это так чудесно!
А сейчас кто быстро и правильно составит слово АЗБУКА и прочитает стихотворение на любую букву из книжки-азбуки.
Молодцы, ребята! А сейчас мы отправляемся на II станцию «СПОРТИВНАЯ» . Итак, в путь! (все «садятся» в поезд с вагончиками и поют песню «Голубой вагон», 2 куплет и припев).
IV. Встреча с Буратино . 3 ступенька «Слог».
- Здравствуйте, друзья! Я ваш любимый сказочный герой. Кто я? В сказке, Буратино очень смелый, ловкий и быстрый, одним словом спортивный. Поэтому, я хочу проверить, какие виды спорта вы знаете? Я буду показывать букву, а вы - называть вид спорта, который начинается с этой буквы. Молодцы, ребята! Здесь же на станции есть тир, но стреляют в нём словами. По очереди называйте составленные слова.
Ребята, нёс я для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались, помогите мне, пожалуйста, собрать из слогов слова. (Буратино раздаёт всем конверты со слогами)
1. РО, ЧА, СВЕ, ЩА, ЧУ, ТУ, ЩУ, КА, ПИ, ЧАШ, ВЕЛЬ, ЧА, ЩА.
(роща, свеча, туча, пища, чашка, щавель)
2. КРУ, ЧА, ЧУ, КРИ, ТА, ЧИ, ЧУ, КА, ЩУ, ЩА, ДО, ЩУ, ЧУ.
(кручу, кричу, тащу, чищу, чудо, щука)
3. ЛЫ, ЧИ, ЖИ, У, МЫ, ЖИ, ШИ, ЖИ, ЕР, ЖИ, Е, ЖИ.
(лыжи, чижи, ужи, мыши, ерши, ежи)
Ребята, а на какие правила принёс я вам слова?
(жи, ши пиши с буквой и, ча, ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у) Молодцы, ребята! Спасибо вам большое!
А сейчас мы отправляемся на III станцию «ЗАГАДКИНО»
Итак, в путь!(все «садятся» в поезд с вагончиками и поют песню «Голубой вагон», 2 куплет и припев).
V. Встреча сДюймовочкой. 4 ступенька «Слово»
Здравствуйте, дорогие ребята! Я самая маленькая героиня сказки. Отгадайте мою загадку, и вы узнаете кто я?
«Появилась девочка в чашечке цветка и была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала и маленькую ласточку от холода спасла».
Да, я Дюймовочка! И живу я в самой необыкновенной стране, которая называется – Сказочная. Я думаю, что вы очень любите сказки? Назовите всех сказочных героев, которые пришли к вам на праздник. (Буратино, Незнайка, Карандаш, Петрушка).
Я пришла к вам загадать загадки, а они не простые. Это кроссворд! По нему вы должны узнать, куда спешат весёлые человечки? Разгадав загадку, отгадку будете вписывать на то место, где стоит соответствующая цифра, Есть одна подсказка – предмет, который они держат в руках, поможет вам отгадать загадку. Итак, слушайте внимательно!
1. Умный Ивашка – деревянная рубашка, где носом проведёт – там заметку кладёт (карандаш).
2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
3.Новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том книжки, ручки и альбом (портфель).
4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел).
5. У сосны и ёлки листики-иголки, а на каких листочках растут слова и строчки (тетрадь).
Теперь посмотрите и прочитайте, куда же спешат весёлые человечки?
Правильно, в школу.
А сейчас все вместе поедем на IV станцию « СТИХОТВОРОВО» Итак, в путь!
VI. Встреча с Петрушкой. 5 ступенька « Предложение»
-Здравствуйте, дорогие гости! Я весёлый и озорной Петрушка, очень люблю петь, танцевать и веселить всех вокруг. А ещё люблю пошалить. И приготовил я вам задание, в котором буквы тоже решили немного пошалить.
«Неизвестно, как случилось, только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква-озорница
Очень странные дела начали твориться».
1. Тает снег течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей).
2. Синее море перед нами, летают майки над волнами. (чайки).
3.Говорят один рыбак, в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом. (сом).
4.Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета).
5.Не учил уроки, а играл в футбол, оттого в тетрадке появился гол. (кол).
А ещё я принёс для вас картины, на которых написаны слова, но когда собирался к вам, то увидел, что ластик решил подшутить и стёр половину каждой буквы. Постарайтесь восстановить слова и составить предложение по картине.
Молодцы, ребята! Порадовали вы меня успешными знаниями.
А сейчас все вместе поедем на V станцию «СКАЗОЧНАЯ» Итак, в путь!
(все «садятся» в поезд с вагончиками и поют песню «Голубой вагон»,3 куплет и припев).
VII. Встреча с Незнайкой. 6 ступенька « Речь».
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Незнайка!
Вот мы и подошли к 6 ступеньке «Речь». Я очень люблю слушать и смотреть сказки. А вы, ребята? Сейчас мы вам покажем сказку «Лесная школа».
Первоклассники приготовили для нас украинскую народную сказку «Колосок», давайте послушаем и посмотрим.
VIII.Подведение итогов: Первоклассники читают стихотворения.
1.) « Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
« Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
« Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать».
2.) Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
3.) « Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт».
Королева Азбука: На этом наше путешествие заканчивается. Большое вам спасибо за умные и правильные ответы. Желаем вам в будущем хороших успехов в учёбе. Пришло время нам расстаться и познакомить вас с книжкой, с которой вы пойдёте из класса в класс, она называется « Родная речь».
Учитель:
Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению вам удостоверений, медалей и подарков об окончании азбуки.
IX. Игры,чаепитие.
Урок-праздник "Прощание с азбукой"
Цель урока:
повторить изученные звуки и буквы,
формировать интерес к урокам чтения,
развивать мыслительные операции, речь,
творческие способности учащихся,
воспитывать умение работать в группе и слушать друг друга, проводить рефлексию.
Прогнозируемые результаты:
Закрепить у учащихся знание алфавита: последовательность букв, их правильные названия, знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку, родной речи.
Формируемые УУД:
Умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением.
Оборудование : праздничное оформление класса, интерактивная доска, слоги-слияния на карточках, проекты - алфавит в картинках, рисунки ребят, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка «Чему учат в школе»
Постановка целей и определение темы урока
Учитель: Ребята!
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книга - АЗБУКА.
И первые буквы она показала 1
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Учитель: - Чему же учила нас азбука?
Да, всего, чему учила “ Азбука”, не перечислить. И сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Урок-путешествие.
Мы отправляемся в неведомую даль,
В страну под названием Азбука.
Вход в страну лишь тем открыт,
Кто знает алфавит,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться
И трудностям не поддаваться!
Такие в классе сегодня есть? (Есть.)
Тогда в путь, друзья!
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зелёный светофор.
Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем классе праздник!
Славный праздник букваря!
А коль праздник, значит и веселье.
А что за веселье без задорной русской частушки!
Дети поют «Частушки» 2
«Частушки»
1.Мы собрали в зале всех,
но не для потехи,
Мы сегодня рапортуем
про свои успехи.
2.Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.
3.Топни ножка – нога,
топни правенькая,
Азбуку я изучила,
хоть и маленькая.
4.Разбудите меня ночью
в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
без одной запиночки.
5.Почему у малышей
мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
кончились странички.
Все: Мы простимся с Азбукой
и рукой помашем,
И спасибо десять раз
дружно хором скажем.
1 станция “Алфавитово ”.
Итак, наша первая станция “ Алфавитово”.
Учитель: Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь 3
Повторить все 33?
Ну-ка встали буквы в строй.
Строй, как строй, да не простой.
Он зовётся…(азбукой).
Гласные, здесь?
Согласные здесь?
Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Разминку начинай!
Стих. 33 родных сестрицы
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ж- прикатили на еже.
З И К Л М Н О -дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х -оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю -Я все теперь мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
1 ученик: Это русский алфавит
Буква к букве в ряд стоит.
2 ученик: Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3 ученик: 33 весёлых буквы, ни одной забыть нельзя –
Нам помогут то, что слышим, 4
Сделать видимым, друзья.
4 ученик: Буквы строим по порядку.
Погляди! Чудесный вид!
Мы запишем их в тетрадку –
Получился… алфавит!
Ребята, хорошо ли вы знаете алфавит?
Какая буква в алфавите на первом месте? Какая на последнем? Почему «Я» последняя?
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Расположите буквы в алфавитном порядке:
Работа в группах
Капитаны получают по 6 карточек со словами. Каждый игрок берет одну карточку. Дети должны встать так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке:
1. апельсин, виноград, груша, слива, яблоко.
Дополнительное задание: назвать эти предметы одним словом.
2 станция “ Слоговая ”
Учитель: Молодцы! Первую станцию мы прошли. Будем продолжать наше путешествие?
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
И сегодня слог и слово
К нам явились на урок.
1) Разделите слова на слоги
Буквы, слова, азбука, предложение 5
2) Составьте из данных слогов слова:
РО ЧА ТУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЛЫ КА ШИ МЫ ЖИ ЧУ (роща, свеча, кричу)
Учитель Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И мы добрались до следующей
3 станции «Грамотей»
На какие правила эти слова?
В сочетаниях ЧА и ЩА пишем только букву “А”!,
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ пишем только с буквой “И”!
4 станция «Ударение»
Поставьте в словах ударение:
Алфавит, барабан, свёкла, щавель
5 станция “Музыкальная”
Песня "Азбука"
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
За руки возьмёмся, вправо повернемся,
Широкими шагами по кругу мы пойдём.
Похлопаем в ладоши, потопаем немножко,
Покружимся на месте и заново начнём.
Попрыгаем, потопаем, покружимся, похлопаем.
6 станция «Словарная»
Мы знаем буквы, знаем слоги,
И постепенно, понемногу
Игра “Доскажи словечко”
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй) 6
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Незаметно, мы добрались до
7 станции “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.
Соединим мы два – три слова
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Для вас на этой станции приготовлено задание.
Оно не очень легкое, но я думаю, что вы справитесь.
“Предложение наоборот”.
Теанз огонм тот, театич огонм отк.
(Кто много читает, тот много знает) 7
Стих. Берестова «Читалочка»
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
8 станция “Литературная”
Литературная викторина.
1. Красная кепочка. (Красная шапочка.)
2. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
3. Луковый мальчик. (Чипполино.)
4. Приключения Зазнайки и его друзей.
(Приключения Незнайки и его друзей.)
5. Редька. (Репка.)
8 станция “Сюрпризово”
Учитель: Итак, мы подошли к концу нашего маршрута. Последняя станция называется Сюрпризово.
1.Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
2.-До свидания, учебник!
Тех, кто в первый класс придет. 8
3.-Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У - до - сто - ве - ре - ния!
4.В том, что “Азбуку”
Полный курс наук
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель: Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.
Вручение дипломов и медалей об окончании азбуки.
Поздравление родителей.
И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
Учитель. Теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо.
Дети хором: “За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!”
Песня «Прощание с букварём»
Учитель. Скоро мы начнём учиться по новой книге. Поприветствуем её.
Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
На доске появляется обложка учебника “Литературное чтение”. Дети хором читают название нового учебника.
Учитель. Эта книга поможет узнать вам много интересного, неизвестного.
Игра «Да», «Нет»
Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет « или «Да» 9
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да)
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет,
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет)
Знайте каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да)
Учитель:
Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки! Вам, мальчишки!
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех!
За азарт соревнования, обеспечивший успех!
Вот настал момент прощания,
Будет краткой моя речь10
Говорим мы: “До свидания, до счастливых новых встреч!”
Цели утренника:
подведение итогов изучения «Азбуки»;
воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;
привлечение внимания к книге, обобщение знаний о прочитанных сказках;
развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, стремления к самовыражению;
формирование коллектива.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник – праздник прощания с Азбукой. Наши ребята закончили первую учебную книгу – "Азбуку”. Совсем недавно, первого сентября, они переступили порог школы и стали учениками. За это время все научились читать, считать, писать и дружить. А научила ребят этому – "Азбука”. Сейчас мы расскажем нашим гостям, чему мы научились.
Слайды 2 – 7.
Слайд 8.
Ученик 1:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ученик 2:
Мне учиться очень нравиться,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Ученик 3:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученик 4:
Я с этой книгой в первый раз
Пришла в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.
Ученик 5:
Ученик 6:
И как мне радостно сказать
Умею я теперь читать!
И вот за это говорю
Спасибо книге – Азбуке!
Учитель. Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране АБВГДейке. Слайд 9. Но как, же быть, без Азбуки мы не можем туда отправиться! Может быть что – то случилось. Давайте позовём её все вместе.
(Дети зовут: Азбука! Азбука!)
(Входит Баба Яга)
Баба Яга: Вот и я, заждались меня, сладенькие, здрасти!
В: Кто вы, бабушка?
Баба Яга: Кака-така бабушка? Я – Азбука, не видешь што ли? Вот чай написано. (Азбыка.)
Ведущий: Азбука? Что-то не верится?
Баба Яга: Не верится, не верится, поверится!
Ведущий: Ну, тогда, ребята, давайте скажем Азбуке: «Здравствуй, Азбука!»
(Дети здороваются.)
Баба Яга: Здрасти, здрасти!
Ведущий: Азбука, испытай ребят, дай им задание.
Баба Яга: Да не брала я у них ничего, ничего им и не дам! Хитрые какие, дай им чего-нибудь, ничего у меня нет, вот смотрите.
Ведущий: Нет, Азбука, ты не поняла. Задай детям, какой-нибудь вопрос.
Баба Яга: А, ну так бы сразу и сказала. Щас, задам. (Думает.) А я ничего не знаю, чё спросить-то?
Ведущий: Признавайся, кто ты?
Баба Яга: (всхлипывая.) Ой, Бабулечка я, Ягулечка! Живу я одна, ничего не знаю, нигде не бываю, ни с кем, кроме Кащея, не дружу. Была правда на новогоднем празднике у кого-то, так они нас с Кащеюшкой чуть снежками не завалили. До сих пор бока болят. Хочу быть на празднике. А меня никто не пригласил, вот я и решила схитрить, а вы узнали, значит, вы хитрее. Я сдаюсь, только не бейте, я старенькая!
Ведущий: Ну что вы, бабушка! Мы никого не собираемся бить. И если хочешь, то, конечно, оставайся с нами на празднике, только не обманывай больше никого.
Баба Яга: Хорошо, хорошо, не буду и тут в сторонке тихонько посижу.
Ведущий: Хорошо, ну а Азбуки-то до сих пор нет. Давайте позовём её ещё раз.
(Дети зовут.)
(Входит Азбука.)
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Рада вам, рада вам очень я!
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
Без всякого труда.
Песня «Азбука».
Азбука: Я очень рада, что вы все собрались сегодня здесь ради меня. Поздравляю вас, ребята, с первой школьной победой. Желаю успехов в овладении знаниями.
Ведущий: Итак, можно начинать наше путешествие.
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит).
Ведущий: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от "А” до "Я”.
Азбука.
Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы,
Встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд.
Гласные, согласные
Буквы, которые не обозначают звуков,
Встаньте вместе в ряд.
Слайд 10
Азбука: Это – русский алфавит. Буква к букве в ряд стоит.
Песня «33 родных сестрицы».
Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете буквы. Отныне и навсегда они ваши верные друзья и помощники.
Ведущий: Благодаря Азбуке вы узнали все эти буквы, узнали многое о буквах. А что интересного, и о каких буквах вы знаете? (Ответы детей.)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Что это за буквы, что вы о них можете сказать? Слайд 11
А об этих буквах, что можете сказать? Слайд 12
Что можете рассказать о ъ и ь? Слайд 13
Предложение состоит из … (слов).
Слова делятся на … (слоги).
Мы слышим и произносим … (звуки).
Пишем и видим … (буквы).
Сколько в слове гласных, столько и … (слогов).
Наша речь состоит из … (предложений).
Назовите шипящие звуки (ш, ж, ч, щ.)
Какие орфограммы с этими буквами вы знаете? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
– Мы убедились, что ребята многое знают о буквах.
Азбука: Конкурс. Из рассыпавшихся букв надо составить слова. На магнитной доске – хаотично расположены буквы: С, С, С, О, О, О, А, А, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е
Ведущий: Ребята, сегодня у вас праздник, все хотят вас поздравить. Вот и сказочные герои прислали вам поздравления. Сейчас вы должны будете угадать, кто прислал поздравления (Мойдодыр, Козлята, курочка Ряба, Алёнушка, Муха-Цокотуха, Колобок, Маша).
Слайд 14 - 20
Ведущий: Молодцы, отгадали. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. Вы многому научились, изучая буквы. И первая наша остановка Загадкино. Покажем Азбуке, как вы умеете отгадывать загадки.
Слайд 21 - 23
Ведущий: Одновременно с чтением наши первоклассники учились писать буквы, и очень трудно было заставить буквы стоять ровно, не выходить из строки. Об этом наша сценка.
Сценка «Палочки-выручалочки».
Ведущий: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. И следующая наша остановка Сказочная.
1.Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль») Слайд 24
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок») Слайд 24
3. Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал
Лишь хвост бедняга потерял. («Лиса и волк») Слайд 25
4. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна-лягушка») Слайд 25
Баба-Яга: Ух, какие умные тут дети! Нет, запутаю, все перепутаю! Сказки вы читаете. А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. Слайд 26-28
1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)
2. «Желтая кепочка.»(«Красная шапочка»)
3. «Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
4. «Свеколка» («Репка»)
5. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)
6. «Приключения Знайки и его друзей» («Приключения Незнайки и его друзей»)
Азбука: Вы хорошо отвечали, правильно. Бабуля ты довольна?
А теперь давайте поиграем. Игра называется «Хлопалки».
Хлопают все здесь присутствующие;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;
Только те, кто любит каникулы;
Только те, кто любит учиться;
Только те, у кого отличное настроение. Молодцы!
Ведущий: Следующая станция – Музыкальная. Слайд 29.
Исполнение частушек на школьную тему.
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня наконец-то
Изучили алфавит!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде,
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
8. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал.
Прямо скажем – молодец!
Ведущий: Ребята, вы многому научились. Но вы уже поняли, что учить уроки это трудное дело, которое требует усидчивости, терпения, старания. Чтобы всё получилось нельзя отвлекаться, но случаются и такие ситуации как в стихотворении Б.Заходера «Вредный кот».
Сценка «Вредный кот».
Ведущий: А теперь мы на станции Бюро находок. Слад 30.
Задание «Собери пословицу».
Пословица – это меткое изречение.
(Азбука – к мудрости ступенька. Век живи, век учись. Делу время, потехе час. Написано пером, не вырубить топором.)
Задание «Фразеологизмы»
– Что такое фразеологизм? (Фраза со значением)
Назови к каждой фразе – значение
Яблоку негде упасть. (Очень тесно.)
Как рыба в воде. (Хорошо, свободно себя чувствовать.)
Льёт как из ведра. (Проливной дождь)
Первая ласточка. (О появлении первого, хорошего)
Слышно, как муха пролетит. (Очень тихо)
Сел в галошу. (Потерпел неудачу)
Ведущий:
Следующая станция – Волшебная
. Слайд 31.
Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят, ведь они так важны и нужны всем, кто хочет говорить правильно и красиво. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова? Кто хочет их назвать? (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте и другие.)
– Как называются такие слова? (Вежливые)
А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать.
(Дети выбирают себе листочки с текстом и читают по очереди.)
1. Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
2. Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
3. Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Азбука: Ребята, вы молодцы, а давайте ещё поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, поднимая руку, как на уроке. Кто ошибётся, встает.
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто одежду бережет, под кровать ее кладёт?
Вещи кто хранит в порядке?
Кто рвёт книжки и тетрадки?
Кто из вас благодарит?
Кто спасибо говорит?
Поднимите руки, дети,
Кто слова не знает эти?
Ведущий: Вот мы и прибыли на последнюю станцию – Конечную . Азбуке мы сегодня говорим:
Дети (хором) «Прощай!». Слайд 32.
Ведущий: Скоро вы будете учиться по новой книге. Слайд 32.
Азбука: Это ваш новый учебник, которому я уступаю своё место. Теперь он вас дальше поведёт по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
А на память я дарю вам закладки для новой книги. (Вручает и уходит ).
Ведущий: Наше путешествие заканчивается. На память об этом дне, когда вы закончили читать свою первую книгу, я хочу вас поздравить и вручить Удостоверения читателей.
Вы прочли «Азбуку» до корки,
Вам по чтению – пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения:
Вам сегодня выдаю –
Удостоверения!
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Награждение учащихся дипломами. Слово для поздравления родителям. Вручение подарков – книг, шаров.
Исполнение песни «Чему учат в школе». Слайд 33.