• Занятия с детьми 4 5. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Физическое развитие четырехлетнего ребенка

    В возрасте 4-5 лет у ребенка формируется созидательное отношение к миру. Он начинает создавать своими руками различные поделки. Очень важно, чтобы взрослые в этот момент говорили малышу, что он многое умеет сам, хвалили его за проявленную фантазию. Это возбудит в маленьком человеке желание узнать больше об окружающем мире. Воспитатели и родители обязаны учитывать все особенности развития ребенка 4-5 лет. В этот период следует давать новые знания, но в той форме, которая будет увлекательной для чада.

    Особенности развития ребенка 4-5 лет

    Сейчас малыш способен размышлять, хотя опыт его невелик, поэтому в его объяснениях могут наблюдаться ошибки. Нельзя смеяться над промахами ребёнка, чтобы не уничтожить его интерес к познанию мира. Взрослый человек должен стать источником знаний для малыша, которые аккуратно подведут карапуза к самостоятельному принятию решения и обоснованию происходящего явления.

    Особенности развития ребенка 4-5 лет проявляются в увеличении участия восприятия, воли, памяти и внимания.

    Происходит активное познание многих свойств предметов. Ребенок накладывает их друг на друга и сравнивает, с интересом осознает такие новые для него категории, как цвет, форма, величина, время, пространство, вкус, запах, звук.

    Малыш становится более внимательным, за счет чего формируется произвольное запоминание. Ему легко удаётся выучить небольшие стихотворения, считалки. В этом возрасте у малыша развивается воображение и речь, улучшается дикция. Этому нужно уделять как можно больше внимания и поддерживать в малыше стремление к самостоятельности, воспитывать чувство красоты. Взрослому человеку легко добиться желаемого результата, так как все реалии жизни можно объяснить ребёнку в процессе игры увлекательно и ненавязчиво. Дети живут в мире своих фантазий и сказок, обладают богатым воображением. Все вышеописанные особенности развития ребенка 4-5 лет нужно грамотно использовать, дабы избежать проблем.

    Основы обучения

    С чего лучше всего начинать развитие детей 4-5 лет? Занятия какого плана подойдут для малыша? Эти вопросы волнуют всех родителей, которые решили сами обучать своего сына или дочь. Учитывая все тонкости развития ребёнка среднего дошкольного возраста, следует содействовать, а не мешать проявлению его новых положительных качеств, которым предстоит сформироваться и закрепиться в характере малыша.

    Итак, ребенок хочет быть самостоятельным, поэтому нужно предоставить ему такую возможность. Мечтает рисовать, создавать шедевры из пластилина и глины - не стоит ему мешать. Он хочет общаться со своими ровесниками. Пусть дружит, ссорится и учится мириться, извиняться и прощать. Это накопление жизненного опыта, познание окружающего мира.

    Математика

    Взрослым нужно научить ребенка более сложным вещам. Математика для детей 4-5 лет может стать увлекательнейшим познанием мира вещей, поможет открыть новые горизонты. Взрослые будут строить свои занятия, опираясь на основные навыки, которые уже были приобретены ребёнком ранее. Он легко распознаёт, где право и лево, низ и верх, знает круг, квадрат, треугольник, умеет писать и правильно расставлять цифры в порядке возрастания и убывания, сравнивать количество предметов. Зная, какими навыками владеет малыш, легко наметить ряд заданий, которые помогут закрепить полученные ранее сведения и добавить новые.

    Математические игры

    Дети очень любят раскраски. Можно предложить малышу не просто изучить цифры, а попросить его, не отрывая от бумаги карандаш, соединить по написанным цифрам все точки в один рисунок. Такая игра очень радует ребёнка, когда он увидит, что при помощи чисел ему удалось нарисовать попугайчика, крокодила или лисичку.

    Если нужно закрепить порядок при счете, можно предложить малышу выполнить не менее увлекательное задание. На рисунке-раскраске нарисованы яблоки. Их нужно обвести, раскрасить и посчитать. Все задания должны предлагаться с постепенным их усложнением.

    Таким образом, математика для детей 4-5 лет может стать любимым и увлекательным времяпрепровождением. Впоследствии этот интерес сыграет свою положительную роль при изучении предметов в школе.

    Игры на и речи

    Такие же игры для развития детей 4-5 лет можно применять, формируя правильную речь и развивая логическое мышление. Например, игра «Угадай, чья тень?» поможет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. На листах распложены очертания различных предметов, животных. Ребёнку предлагается сказать, кому принадлежит каждая тень.

    Для развития речи хорошо научить малыша произносить чистоговорки и скороговорки. Ребенку будет приятнее это делать с каким-нибудь сказочным персонажем из кукольного театра. А если потом попросить скороговорку так же быстро сказать голосом медведя или зайца из сказки, то получится обоюдное увлекательное занятие. Такие упражнения и игры чрезвычайно важны для правильной речи. Чтобы ребёнка понимали не только родители, но и все окружающие, он должен иметь в своём словарном запасе тысячу слов.

    Изучение языка

    По мнению многих специалистов, дети в возрасте 4-5 лет легко могут освоить любой иностранный язык. Если есть такая возможность, обязательно надо устраивать подобные занятия в виде работы с карточками. На них должны быть изображены буквы, картинки и слова. Можно предложить разнообразные задания по этим карточкам. Ребёнок запомнит слова, произношение и изображение букв.

    Гимнастика

    Увлекаясь всеми видами разнообразной деятельности, не следует забывать, что 4-5 лет по-прежнему важна и полезна. И её ещё никто не отменял. Зарядка может быть с гимнастическими и общими физическими упражнениями. Это может быть разминка во время каждого занятия. Есть много вариантов пальчиковых гимнастик. Вот один из них.

    Читается небольшое стихотворение:

    «Пальцы делают зарядку,

    Чтобы меньше уставать.

    А потом они в альбомах

    Будут дружно рисовать».

    Одновременно с чтением можно размять пальчики рук, встряхнуть кистями, соединить их в «замок». Такие маленькие паузы помогут малышу расслабиться.

    Заключение

    Когда родители начнут внимательнее относиться к своему малышу, будут знать все особенности развития ребенка 4-5 лет, они добьются максимальных положительных результатов в его воспитании и развитии. Поэтому здесь самое главное - это внимание.

    5 лет: увеличиваются рост и масса тела, вес достигает почти 20 килограмм. В этот период важно следить за посильностью нагрузок, которые даются детям во время трудовых поручений. Это объясняется тем, что позвоночник ребенка пяти-шести лет и скелетная мускулатура ещё только формируются. В этот возрастной период наблюдается развитие интеллектуальных способностей малыша, его нравственности и воли, эмоциональных сфер его личности. Поэтому особенно важно поддерживать его во всех благих начинаниях, а также корректно удерживать от негативных проявлений лжи и хвастовства.

    В возрасте 5-6 лет особенно важно заложить правильное нравственное отношение к себе и окружающим, закрепить доброту, честность и порядочность. Как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь!» Воспитывайте своих детей правильно - это залог вашей счастливой старости!

    Четырехлетний ребенок уже достаточно взрослый, он смотрит на мир по-своему, ищет себя и свое место в нем. Он уже прошел определенный этап развития и многое умеет. Сложно оценивать прогресс малыша за год, как раньше. Он вырос, вытянулся, стал более ловким, сконцентрированным. Если понаблюдать за четырехлетними детьми со стороны, можно заметить, что некоторые из них более активные, смелые, креативные, готовые к новым играм, занятиям и открытиям. Другие – скованные, нерешительные, молча стоят в сторонке, ждут.

    Частично это проявления личного характера ребенка. Но во многом поведение и внутренняя уверенность ребенка зависит от разнообразия занятий, круга его интересов и стиля жизни. Именно сейчас важно не упустить момент, не пустить все на самотек и дать своему ребенку все, что ему необходимо для гармоничного и правильного развития.

    4 года – лучший возраст для интересных занятий

    Большинство детей к четырем годам становятся более спокойными, усидчивыми, они готовы проводить больше времени дома, увлекаются мультфильмами, первыми компьютерными играми. Важнейший аспект правильного развития ребенка – физическая активность. Этот период хорош для начальных занятий в спортивных секциях, развивающих клубах. Если же вы не записали малыша еще никуда, просто старайтесь побольше гулять с ним, пусть ребенок играет во дворе или в парке со сверстниками.

    С точки зрения психологии, именно этот период очень важен для развития ребенка. Он становится более чувствительным и уязвимым, очень остро воспринимает свои неудачи, а также любую критику. Дети, которые от природы лидеры, крайне болезненно воспринимают любые проигрыши, им нужно быть первыми любой ценой. Могут проявляться разные негативные эмоции: , резкие реакции, или, наоборот, грусть, депрессивные нотки.

    Родителям стоит быть особо внимательными к своим деткам. Стараться подбадривать и хвалить чаще, чем критиковать, больше обращать внимание на успехи ребенка, стимулировать совершенствоваться и стараться быть лучше. Общение с родителями играет важную роль, важно заполучить доверие своего ребенка.

    Занятия с ребенком 4 лет: новые идеи и традиционные методы

    Развитие детей в четырехлетнем возрасте включает в себя все те же направления, что и раньше:

    • Развитие логического мышления, внимания, памяти;
    • Умение работать в коллективе, навыки общения;
    • , улучшение произношения и словарного запаса;
    • Познание мира и его закономерностей, изучение законов природы и общества;
    • Творческое мышление, развитие воображения и абстрактного мышления;
    • Основы математики, грамматики, письма и чтения.

    К этому перечню добавляются новые интересные занятия и идеи. ребенка становятся более сложными и насыщенными, он старается «примерить» на себя разные роли, профессии, эмоции. Хорошо показать малышу в это время еще одну сторону жизни – культуру. Кукольный театр, музыка, танцы – нужно показывать ребенку как можно больше.

    Кроме того, в этом возрасте малыш уже смело может , и , а также изучать иностранные языки. Уровень занятий при этом остается легким, непринужденным, игровым.

    Для развития мышления, памяти, логики можно использовать те же задачки и игры, которые уже знакомы малышу, но усложнять их:

    • «продолжаем цепочку»;
    • «найди пару»;
    • «исключаем лишнее»;
    • «сложи узор»;
    • «найди одинаковые предметы»;
    • задачки на сравнение (от малого до большого, от низкого к высоким и др.).

    Также хороши такие задания, которые требуют понимания позиции в пространстве (спереди, сзади, перед и над, внутри и снаружи и т.д.), понятия времени, поры дня или года. Просто незаменимыми в этом возрасте становятся конструкторы и пазлы, другие похожие игрушки.

    Занятия с детьми 3 лет для развития речи

    Задача родителей – не просто учить малыша говорить правильно, но и расширять его словарный запас, а также навыки формировать сложные предложения, вопросы, тезисы, объяснять процессы и события, описывать их. Один из универсальных способов развития малыша – чтение. Побольше читайте ребенку, а потом обсуждайте текст, малыш должен уметь его пересказывать.

    Другие интересные задачки, связанные с развитием речи:

    • «уменьшаем и увеличиваем» (вы говорите, к примеру, «заяц», а малыш – «зайчик», «зайчонок»);
    • «назови одним словом» (вы описываете предмет, а ребенок называет его);
    • «кому что нужно» (пример: дворнику – метла, врачу – белый халат);
    • «как узнать, что…» (задавайте ребенку вопросы по типу: «Как узнать, что сейчас ночь? Как понять, холодно ли на улице?);
    • «часть-целое» (вы называете предмет, например, автомобиль. Ребенок рассказывает, из чего он состоит).

    Занятия для развития моторики рук, творческая работа

    Творческие занятия – самые интересные и многогранные. Классические виды таких занятий: лепка, рисование, аппликация. Можно дополнять их, делать более разнообразными, необычными, яркими. Что еще можно делать с детьми:

    • из подручных материалов (пуговицы, коробочки из-под йогурта, палочки для мороженого);
    • Кулинарное искусство (простейшее печенье оригинальной формы, украшения для салатов, бутербродов, сладких блюд);
    • Домашний театр.

    Обучение чтению, иностранным языкам

    4 года – еще довольно ранний возраст для таких занятий. Но если ребенок проявляет интерес, спрашивает, что это за буква, с удовольствием повторяет за вами слова на иностранном языке, можно делать такие занятия уже сейчас. Обучение чтению ведется разными методиками. Самые популярные из них – слоги-слияния (дети запоминают, как пишутся слоги: «ба», «ма», «му», «ра» и т.д.), и послоговое чтение.

    Что касается иностранных языков, то на данном этапе это только устная работа, можно использовать картинки, на которых написаны предметы крупными буквами, но не учить их. Можно устраивать занятия в игровой форме, подвижные занятия, во время которых повторять действия («бежать», «прыгать», «смеяться», «вверх-вниз» и т.д.).

    Занятия с ребенком 3 лет на познание мира

    Проводите побольше времени с детьми, гуляйте, отвечайте на все их тысячи «почему?» Это главный способ изучения мира и себя для малыша. Занятия можно проводить со специальными карточками-картинками, книжками. Изучайте птиц и животных, природу, жизнь города, цвета и оттенки.

    Особенности и правила проведения занятий с детьми в 4 года

    Занятия с детьми в четырехлетнем возрасте уже полноценные, насыщенные, имеют более серьезную форму. Но рамки и границы, которые стоит установить, должны быть умеренными. Важно, чтобы малыш понимал, когда заканчивается веселая и спонтанная игра и начинается захватывающий урок. Но при этом не нужно устанавливать жесткие временные рамки (минимум 30 минут и все, даже если ребенок невнимательный и пассивный), ограничивать задания строго той тематикой, которую вы себе наметили.

    Игра как способ заинтересовать ребенка уже не имеет такого значения, но сохранять легкую игровую форму стоит в некоторых случаях: при занятиях новыми предметами (например, английским языком), для коллективных заданий, для закрепления материала.

    Поиграть, используя тематику занятия, лучше в конце урока, а сначала постараться заинтересовать малыша. Это можно сделать по-разному: сказать, какой же он молодец, что работает, как взрослый (все дети хотят казаться старше); поощрять возможным призом («когда ты сумеешь сложить конструктор сам, я куплю тебе что-нибудь»). Отличное решение – записывать успехи малыша, придумать награды или медали.

    Главные правила для родителей:

    • когда получается, хвалить, когда нет – не ругать;
    • помогать, наводить на мысль, но не делать задание за ребенка;
    • стараться все этапы работы доверять малышу, даже если у него выходит не так красиво, не так ровно;
    • ограничивать занятия во времени, не давать много однотипных заданий подряд, даже если у малыша все отлично получается;
    • открывать ребенку все возможности, показывать как можно больше, предлагать, но не навязывать.

    Длительность занятий можно корректировать, но не стоит делать их длиннее, чем 30 минут. Важно также обращать внимание на то, что ребенку дается лучше всего, стараться услышать и понять его. В этом возрасте у детей открываются таланты и появляются интересы, поощряйте их и развивайте.

    Дети в четыре года в большинстве своем непоседы, которые не могут спокойно посидеть и несколько минут. Хотя, конечно, многое зависит от характера ребенка и встречаются тихони, которые с удовольствием проводят часы напролет, занимаясь самостоятельно спокойными играми. Но обычно родителям нужно самостоятельно придумать занятие ребенку в 4 года, чтобы увлечь его хоть на несколько минут. Существует много интересных вариантов, и если внимательно рассмотреть каждый из них, то хоть один да заинтересует вашего непоседу и даст несколько минут в тишине и покое.

    В этот период важно уделить должное внимание физической активности: ловкости, гибкости и координации движений, не забывая при этом про познавательную активность.
    Формирование словарного запаса также важно для ребенка. Надо проговаривать каждое новое слово по слогам, чтобы сформировалось правильное произношение. Вместе с познавательной и физической активностью, немаловажно развивать творческие способности маленького человека и развивать его воображение.

    Так же в этом возрасте важно учить малышей отличать «хорошее» от «плохого». Рассматривайте картинки детей в разных ситуациях: помогающих по дому, играющих в футбол дома и задавайте вопрос: правильно ли себя ведет герой картинки. Почему?

    Второй вариант игры – это построение рассказа по картинкам. Попросите ребенка составить рассказ по картинкам, которые лежат перед ним. Это отлично развивает фантазию и логику, а также вы сможете лучше узнать своего ребенка по тому, какие мысли у него возникают.

    Педиатры считают, что дети в четыре года впитывают информацию как губка через зрение, слух и осязание. Все, что ребенок сможет увидеть, услышать и подержать в руках будет для него интересно и познавательно. Чем же можно занять ребенка дома?

    Активные занятия дома

    В городских квартирах сложно создать оптимальные условия для полноценного физического развития ребенка. Так что желательно хотя бы на 1-2 часа в день выходить с ребенком на улицу, чтобы он от души побегал, полазил по уличным обстановкам, покатался на велосипедах или самокате и иным способом вылил свою энергию в играх. После такой изнуряющей прогулки непоседа будет дома вести себя спокойней и сможет заняться усидчивыми играми.

    Впрочем, даже домой можно прикупить шведскую стенку, некоторые вариации которой способны уместиться даже в компактной комнате. Турники, лесенки, канат, кольца и другие подобные снаряды способы занять активного ребенка на пару часов. Достаточно постелить мягкое одеяло или матрас на пол, чтобы ребенок не ударился после падения. Присматривайте за ребенком краем глаза, и можно будет уделить себе полчасика.

    Так же прививайте малышу полезные привычки с самого детства. В досуге ребенка обязательно должна присутствовать гимнастика. Убедите ребенка каждое утро делать незамысловатые движения для шеи, рук, ног и туловища. Не забывайте прыгать как зайчата и танцевать под зажигательную музыку. Такая 5-10 минутная разминка очень хорошо скажется на здоровье непоседы.

    • Сделайте ребенку качели, их можно соорудить прямо в комнате. Пусть развивает свой вестибулярный аппарат. Только катание должно проходить под присмотром взрослых.
    • Включите веселую детскую музыку и пусть малыш танцует, детки обожают двигаться под веселый ритм. Если сначала кроха стесняется или не знает что делать, покажите пример на себе — как двигаться, вовлеките его в танец, а потом он уже и сам начнет получать удовольствие и станет танцевать от души.

    Творческие занятия

    После активных занятий полезно сменить сферу деятельности и заняться творческими занятиями, которые помогут немного отдохнуть, занять руки и успокоить малыша перед дневным сном, например.

    • Рисование . Для этого понадобится только лист бумаги, а в некоторых случаях можно использовать обратную сторону обоев. Так же подготовьте краски, карандаши или фломастеры – подойдут все варианты, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребенка и доступное время на уборку. Главное – заинтересовать ребенка. Для этого используйте уже знакомые образы: персонажи фильмов и сказок, домашних питомцев, друзей и даже родственников. Будьте морально готовы к тому, как вас видит ребенок. Если ребенок не хочет рисовать, для начала составьте ему компанию — рисуйте сами и предлагайте повторять, предложите дорисовать ваш рисунок или раскрасить его красками.
    • Раскраски — подходят для детей, которые не любят рисовать с нуля, а хотят просто закрашивать яркими цветами готовые рисунки. В магазинах можно найти варианты на любой вкус и цвет, с разными дополнительными эффектами (стирающиеся фломастеры, дополнительные загадки и лабиринты, с подсказками цветов и т.п.).
    • Пластилин – еще один вариант творческого занятия для вашего четырехлетнего чада. Современный пластилин мягок, ярок и обязательно вдохновит его на что-то шедевральное. Попробуйте плавающий пластилин, который изготовлен из вспененных шариков. Такой материал можно взять с собой в ванну, но в ней уже обязательно нужно присматривать за малышом.
    • Рукоделие и аппликация. Специальных наборов, из которых можно сделать украшения, в магазинах сейчас предостаточно. Это и аппликации из бусинок, бисера или пуговиц, которые нанизываются на нитку. Подобные наборы необязательно покупать, можно найти им замену, покопавшись в ящике комода и подсмотрев инструкции в интернете. Многие дети любят мастерить что-то своими руками, особенно если мама попросит себе новое украшение и в конце обязательно поблагодарит за полученный подарок.
    • Музыкальные игры также помогут скрасить будни мамы и ребенка. Обратите внимание на композицию Железновой «Музыка с мамой». Это простые песенки, с подсказками –что нужно делать.
    • Конструкторы — обеспечьте ребенка достаточным количеством кубиков лего, и он с удовольствием будет собирать башни, замки, мосты, вертолеты, спасать свои игрушки на этом вертолете и в целом проявлять чудеса воображения.
    • Обводить по трафарету предметы . Можно купить в магазине или вырезать из твердого картона самостоятельно, а потом дать ребенку краски или карандаши, чтобы с помощью трафаретов ребенок создавал свои картины.

    Привлечь к помощи по дому

    Многие родители трепетно оберегают детей от бытовых хлопот, чтобы «не лишать ребенка детства». Но на самом деле в таком возрасте детки и сами рады помочь родителям, потому что очень любят подражать взрослым. Да и в дальнейшем полученные навыки очень пригодятся, когда ребенок будет помогать по дому, а в дальнейшем и жить самостоятельно. Так что ни в коем случае не ограждайте детей от бытовухи, потому что с нормальным дозированием она точно никак не приестся. Причем не думайте даже разделять дела по половому признаку — в таком возрасте никаких серьезных отличий в физическом плане нет, так что дети могут справляться с одинаковыми заданиями. Да и мальчикам тоже нужно уметь убираться, готовить кушать, стирать и заниматься самообслуживанием. Воспитывайте действительно настоящего мужчину, а не избалованного сыночка.

    • Помощь в стирке: собрать грязную одежду в корзину, кидать их в стиралку, подавать маме мокрое белье на сушку, повесить несколько своих вещей на невысокую сушилку, снять вещи с нее, отнести свои вещи в ящик, полить цветы, насыпать корм животному и т.п.
    • Помощь в уборке: протереть тряпочкой или пушистой метелкой пыль с низких поверхностей, тряпкой протереть плинтуса, отнести вещь на место, собрать игрушки в коробку или расставить их по местам и т.п.
    • Помощь на кухне: помыть небьющуюся посуду или фрукты/овощи, раскатать тесто и вылепить из него калачики или формочкой наделать звезды-сердечки, пластиковым ножом нарезать мягкие продукты (вареные овощи, яйца, колбасу) и т.п.

    Если все же не хотите доверять ребенку готовку и уборку, можно занять его на кухне игрушками. Совместите кухонные игры и творчество, например, сделайте картину при помощи макарон, фасоли и других съедобных продуктов, которые можно приклеить к картону при помощи клея ПВА. Или из кусочка теста вылепить диковинных животных.

    Либо можно только имитировать помощь — дать кастрюльку пустую, пару поварешек, крышку и налить немного воды — пусть мешает, добавляет разные безопасные травы в воду, переливает в стаканы или просто стучит по дну. Смотря что покажется ребенку интересней.

    Занять игрушками

    Иногда можно воспользоваться достижениями современности и занять ребенка покупными игрушками. Выбор в магазинах огромный, возрастные рейтинги указаны на коробке, а остальное уже зависит от интересов и предпочтений вашего ребенка.

    • Планшет или телефон . Включить развивающий мультик или программу на планшете проще простого. Благо этого сейчас в избытке. Главное: выбрать программу или мультфильм по возрасту и ограничить время просмотра. Длительные просмотры или игры рассеивают внимание, приводят к проблемам с засыпанием и сном, а также часто становятся причиной агрессивного поведения. Психологи советуют не оставлять ребенка один на один с телевизором или планшетом. Родители должны отслеживать реакцию ребенка на те или иные моменты, самим задавать вопросы или отвечать на те, которые задает малыш. Такое поведение поможет найти общий язык с ребенком и лучше освоить материал. Для ребенка 4-х лет продолжительность сеанса не должна превышать 15-20 минут.
    • Аудиокниги — еще один способ с толком занять свое чадо. Включите ему сказки Пушкина или детские книги современных авторов. Они воспитывают вкус, а их прослушивание поможет развить воображение. При помощи аудиокниг малыш учится визуализировать услышанное, рисовать картину своего видения мира. После прослушивания аудиокниг будет полезно воссоздать сказку по ролям, инсценировать ее отрывок, хорошо, если в этот процесс будут вовлечены все члены семейства.
    • Телевизор или компьютер . Если выбирать между этими двумя приборами, предпочтение стоит отдавать компьютеру — главное усадить ребенка подальше и контролировать время просмотра. В телевизоре часто между передачами запускается реклама, которая может вызвать нежелательную истерику купи-купи-купи. А в компьютере можно самостоятельно выбирать передачи и запускать их в удобное время без рекламы. Выбирайте интересные, но полезные передачи — в мире животных, фиксики, знакомство с планетой, изучаем английский и т.п.
    • Книжки . Интересная книга может скоротать время, даже если ребенок не умеет читать. В ярких красочных книгах много картинок, которые можно рассматривать и изучать. Можно приобрести интересные модели книг, которые зачитывают сказку при нажатии на кнопку или при открытии страницы поднимается огромный замок.
    • Наклейки . Продаются огромные журналы с целой подборкой наклеек, которые можно по нескольку раз наклеить и отодрать. Дети очень любят размещать наклейки на страницах и смотреть, как меняется нарисованный мир с новым предметом. Можно занять на полчаса минимум, если игра придется по вкусу.
    • Лабиринты, загадки, ребусы и т.п. Есть огромные журналы с целой кипой таких детских забав. А можно их просто скачать в интернете и распечатать на принтере — получится тоже самое и дешевле, а ребенку даже удобней заниматься с отдельными листками, а не с огромной тетрадкой.
    • Старый телефон или фотоаппарат — новый доверять опасно, а вот на ненужный ребенок может с удовольствием часами делать фотографии и снимать видео про кота, про работающую маму, про себя, зачитывать на камеру стихи или играть с куклами. Особенно актуально в семьях, где родители сами любят снимать ребенка или себя.
    • Пазлы и мозайки — в этом возрасте дети уже могут собирать крупные мозайки, главное выбрать с интересным сюжетом — любимый супергерой, крутая машина, очаровательные котики и т.п.
    • Кинетический песок — продается готовый в магазине или можно попробовать сделать самостоятельно по рецептам из интернета. В любом случае для сохранности своих нервов лучше играть с ним или на пленке, или в надувном бассейне, чтобы не собирать по всей квартире песочек. А ребенок будет в восторге поиграть дома в песочницу, тем более с таким необычным песком.

    Самодельные игрушки

    Если нет желания тратиться на покупные игрушки, которые быстро надоедают ребенку и все равно потом валяются без дела, создайте их своими руками. В таком возрасте дети готовы играть со многими вещами, которые взрослым кажутся скучными и обыденными. Но не стоит недооценивать силу детского воображения.

    • Игры с пластиковой бутылкой. Дети просто обожают насыпать в них мелкие предметы: пуговицы, горох, крупы. Интересно также будет, если в бутылку налить воды и потрясти ее, создав чарующие непривычные звуки.
    • Смешайте в чаше горох и фасоль и предложите ребенку рассортировать их по разным банкам — занятное действие развивает мелкую моторику.

    • Намотать на какой-либо предмет цветную веревку, а потом ее размотать. Катушки с разными нитями также подойдут, как и рулон дешевой туалетной бумаги.
    • Шнуровка и молнии. Достаньте «экспериментальные» кеды и старые сумки с молниями. Пусть ребенок учится обращаться с ними уже сейчас, в жизни все пригодится.
    • Прищепки. Как ни странно, дети любят играть с прищепками, постоянно зажимая ими вещи вокруг. Пусть занимается, ведь так у него развивается сила рук.
    • Собирать пирамиды, лего, конструктор — все это в копилку развития мелкой моторики.
    • Игра в больничку, магазин и школу поможет в будущем с выбором профессии и социализацией в обществе. Как правило, такие игры избавляют от страхов детей в реальной жизни. Например, ребенок, боявшийся ранее врача, после игры в «доктора» с интересом идет к нему.
    • Сделать форт из подушек и одеял под столом, кинуть туда игрушек, фонарик, назначить ребенка капитаном и ребенок будет играть в своем домике с мягкими друзьями.
    • Сделать доску со всевозможными замочками, молниями, цепочками и другими интересными предметами для открывания-закрывания. Отлично развивает мелкую моторику, и при этом еще и очень нравится деткам.

    Чем занять четырехлетку на даче

    Загородный дом в теплое время – идеальное место для вашего ребенка. Тут можно играть в подвижные игры, качаться в гамаке, проводить зеленые опыты на грядке.

    • Все дети любят играть в воде. Установите бассейн в тени, налейте в него воду и пустите уточку. Ваш четырехлетний малыш будет доволен. Помните о безопасности: обеспечьте его панамкой и намажьте солнцезащитным кремом без отдушек.
    • Запустите воздушного змея или шарики. Главное в этом деле найти безопасный открытый участок, где ребенок будет бегать со змеем, не подвергая себя опасности. Если открытого пространства нет, подойдут шарики, которые можно подбрасывать вверх, ловить и даже лопать.
    • Юный садовник. В четыре года детей уже можно приобщать к садово-огородным работам. В этом возрасте они любят природу и живо интересуются ею. Предложите ему прополоть грядку или собрать урожай. Радости не будет предела!
    • Устройте мини-футбол. Это классная игра для тех, кто не может усидеть на месте. При помощи подручных средств делаем ворота, берем мяч и объясняем правила игры. Побеждает тот, кто забил больше всего мячей. Если к игре подключатся болельщики, получится очень весело.
    • У вас на участке нет песочницы? Обязательно заведите ее. Из песка можно строить башни и пещеры, делать куличи и фигурки, оставлять следы рук и ног, смотреть, как сквозь пальцы сыплется песок, и растирать его в ладошках. Главное – объяснить малышу, что песком нельзя бросаться, а после него надо мыть руки с мылом.
    • Гамак на дачном участке – не только способ отдыха на природе, но и отличное место для игр вашего ребенка. Установите его так, чтобы он мог без вашей помощи забраться на него.
    • Покормите вместе птиц, котов и другую живность. Взаимодействие с животными вызывает у детей восторг.
    • Пускайте мыльные пузыри и лопайте их. Они развивают ловкость и координацию движений.

    Теперь вы знаете, чем занять ребенка в четыре года дома, где бы вы ни были. Кроме того, все советы помогут вырастить активного, умного и здорового человека, который принесет пользу обществу и изменит этот мир к лучшему.

    Родители часто думают, как готовить сына или дочку к школе. Какие навыки должны быть у ребятишек, которым через год предстоит впервые сесть за парту?

    Какие они?

    Каждый год жизни для детей - определенная ступень. Это взрослые не меняются так стремительно, как они. Детство ведь — пора самого высокоинтенсивного развития человека. Ни в какие другие годы не приобретает он столь много, как будучи дошкольником.

    За свои первые 5—6 лет ребенок из абсолютно беспомощного новорожденного превращается во вполне сложившегося человека. У него свои интересы и черты характера, индивидуальные взгляды на жизнь. Просто поражает эта быстрота успехов и проявление все новых способностей.

    Вот исполнилось 5 лет ребенку. Он интенсивно растет - прямо на глазах. Необходима энергия такому мальчику или девочке. Поэтому качество питания - это важно.

    Меняется и поведение ребенка. У него складывается оценочное отношение к себе и другим людям. Он довольно часто интересуется тем, что хорошо и плохо, очень хочет жить по правилам. Тех, кто это нарушает, он осуждает. Родители для него - идеал, предмет для подражания в каждой мелочи. Так что старайтесь, чтобы позитивным был ваш пример.

    «Я все понял»

    Что касается психологической составляющей, то в 5 лет ребенку много уже понятно. Он внимает вашим объяснениям и на все просьбы взрослых адекватно реагирует. Он может сам себя занять, если родители пока не в состоянии с ним быть.

    Психологи говорят: личность на 90 % сформировывается от 5 до 7 лет. И за эти два в общем-то коротких года мамы и папы могут в свое чадо «вложить» те самые качества, которые они считают необходимыми, воспитать именно те привычки, без которых, по их мнению, не обойтись.

    Все это нетрудно. Детишки в эти годы легко копируют тех, кого и любят, и уважают, и ценят. Их поведение - самое что ни на есть хорошее, верное, единственно возможное. Так что контролируйте свои поступки и слова. Ведь если вы будете говорить одно, а поступать совсем по-другому, то ничего хорошего от своего дитяти не ждите!

    Пишут и читают

    Общаться с пятилетними мальчиками и девочками - одно удовольствие. В 5 лет ребенку все интересно. Он необычайно открыт ко всем новым сведениям, знаниям, а также и к разнообразным умениям. Он хочет заниматься всем сразу, все перепробовать: и танцевать, и рисовать, и в теннис играть. Любопытно, что ему на самом деле легко даются как умственные навыки, так и физические.

    Никого также не удивляет, что еще до первого класса многие детишки уже знают буквы, могут их писать, читают некоторые тоже довольно бегло. Простейшие арифметические действия малыши обычно тоже освоили, могут прибавить, вычесть. Словом, сейчас - наиблагоприятнейшее время, чтобы «впихнуть» в свое чадо побольше ценного и полезного. Минует совсем немного времени - и этот дивный, радующий маму и папу азартный интерес к окружающему миру потихоньку будет угасать. Так что не упустите столь хорошую пору.

    За партой

    Исследования психологов приводят такие интересные данные. Из всех шестилеток, которые идут в школу, только 30 % научились слышать, что говорит учитель, запоминать, выполнять то, что он велит сделать, и потом анализировать свои действия.

    А 70 % этого не умеют, 25 % требуют, чтобы им повторили задание дважды и даже трижды. 30 % детей слышат, понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно. Сидит такой мальчик и водит ручкой по столу. Не работает, так сказать. Учительница должна подойти к нему и сказать: «Давай, пиши цифры». Иначе он до конца урока ничего не сделает и, значит, не выучит.

    Отсюда проистекают все трудности первоклашки. И нежелание уже через неделю ходить на уроки. Однако, когда ребенок правильно прожил пять лет, все эти навыки у него сформированы.

    Пусть играют побольше

    Ребенок - это не взрослый. Он осваивает мир через игру. Все правила жизни, ее законы и нормы - только в игровой форме, а не через лекции или нотации. Учить поэтому его той же азбуке, чтению, арифметике надо только таким путем.

    В это время детишки начинают задавать довольно сложные вопросы, что некоторых взрослых нервирует. И напрасно. Отмахиваться от сына или дочки нельзя! Например, как вы ответите на такое: «Почему листики - зеленые, а небо - нет, оно голубое?» Мамы и папы, как бы сильно ни были заняты по вечерам, на все это должны отвечать правдиво и понятно. И здесь развивающие игры для детей 4 - 5 лет - очень хорошие помощники, просто незаменимые. Конкурентов им пока нет.

    Тесты и паззлы

    Правда, ребятишкам придется очень хорошо подумать. Ведь задания не так просты. Зато будет прекрасная тренировка - для развития памяти, также воображения с вниманием, еще счета, иных нужных дошкольнику свойств.

    Например, есть немало кроссвордов, рассчитанных на этот возраст. Можно еще складывать предложения из разных слов, перемешанных. А как увлекают ребятишек тесты! Те самые, где надо выбрать лишь верные ответы.

    Любят детки и искать на рисунках всякие различия. Тут развиваются внимательность, усидчивость, упорство.

    Есть немало и других видов времяпровождения из серии «развивающие игры для детей 4 - 5 лет». То же собирание паззлов не просто занятие, чтобы ребятенок затих дома и никому не мешал. Нет, это прекрасный способ формирования его творческих способностей.

    Все знакомые литеры

    Не будет ничего плохого в том, если взрослые расскажут малышу, какие есть буквы. Для детей 5 лет это будет интересно. Но как выучить их с ребенком?

    Обычно девочки и мальчики сами начинают спрашивать: «А что это за значки?» - когда кто-то из домашних читает им книжку. Есть и специальная азбука для детей 5 лет. Этот красочно изданный алфавит - прекрасная книга. Она еще незнакома малышам. Так что самое время ее купить прямо сейчас и начать заниматься.

    Главное при этом не требовать, чтобы малыш твердо все усвоил. Важнее поддерживать интерес к обучению. Достаточно такие занятия для детей 4 - 5 лет проводить по 10 - 15 минут в день. Хорошо учить буквы при помощи коротких слов. Но форма игры строго обязательна!

    Угадайка

    Как никогда пригодится сейчас фольклор - загадки для детей 5 лет. Они очень образные, лаконичные, легко запоминаются. Это своего рода для ума гимнастика. А как прекрасно развивается при этом и креативное мышление, те же смекалка да сообразительность. И что немаловажно для нашего времени, так это дар решать простые задачи очень нестандартно. Если вы хотите развивать ребенка умственно, не пренебрегайте «угадайками». Тем более детишки их очень любят. А составленные в поэтической форме, они гораздо любопытнее.

    А вот в стихах заставляют ребят обращать свое внимание на мелочи, которые прежде оставались незаметными, расширяют кругозор.

    И какая же радость охватывает малыша и гордость за себя, когда он находит верный ответ! Причем дети могут играть так и без взрослых, сами, что дает им умение общаться друг с другом, жить в коллективе и считаться с другими. Все это пригодится не только в школе - вообще в жизни. Контактные люди, как замечено, легче продвигаются по службе, да и досуг их более содержательный.

    Еще совет. Отгадывайте загадки вместе с детьми. Или попробуйте придумывать их сами. Даже на вашем бытовом, жизненном материале. Это очень весело! Не говоря уже о пользе для всей семьи, для доброй атмосферы в ней.

    Новая затея

    Побольше хвалите детей за успехи в любом деле. Не ругайте за промахи. Разве у вас самих все идет на работе гладко? И не уставайте поддерживать в ребенке живой интерес к обучению, причем не только в области чтения.

    Все родители стремятся, чтобы их четырёхлетний малыш правильно развивался, был эрудированным и обладал достаточным багажом знаний для своего возраста. Что же должен знать и уметь ребенок 4 лет? В этой статье я представлю вашему вниманию информацию для тестирования вашего малыша и ряд учебных материалов для его развития. Уверена, что моя статья понравится и будет полезна не только для родителей, но и для воспитателей и методистов детского сада.

    Тесты для детей 4 лет

    Тесты предназначены для определения потенциальных возможностей малыша в различных областях знаний, а именно определить в чем карапуз показывает успехи, а в чем с ним нужно позаниматься, уделяя этому больше внимания и времени.

    Для начала нужно обратить внимание на развитие речи четырехлетнего малыша.

    К 4-м годам ребенок должен:

    • иметь багаж слов в количестве 1000 штук и применять их во время построения разговорных фраз. Речь должна быть членораздельной, чтобы ее могли понять не только родные, но и посторонние люди.
    • знать чем отличается человек от животного и называть основные отличительные особенности. Например: у человека – волосы, а у животного – шерсть.
    • применять существительные слова не только в единственном, но и во множественном числе. Вот, к примеру: я – мальчик, пойду с мальчиками гулять.
    • уметь описывать предметы, рассказывая и о внешнем их виде, и о свойствах. К примеру: лимон – желтый, съедобный, кислый.
    • применять в разговорной речи предлоги: на, перед, за, в, под …
    • знать: кем работают папа и мама, что они делают на работе. Знать о других видах профессий.
    • вести беседу, отвечая на вопросы, рассуждая, строя предложения из 5-8 слов. К примеру, малышка должна уметь рассказать папе, пришедшему с работы о том, что она делала в течение дня.
    • пересказывать сказку, рассказ или другую услышанную им информацию. Читать наизусть потешки, детские стихи.
    • рассказать основную информацию о себе, а именно назвать свое имя, фамилию и отчество, возраст, место жительства.

    Пособия по развитию речи

    Если вы чувствуйте, что речь малыша не достаточно развита, то занимайтесь с ребенком, используя пособия для занятий:

    • азбуку в картинках
    • материалы под названием «Учимся читать», «Цветные буквы»
    • игру под названием «Собери слово по картинке» или «Играем и учимся читать», «Лото с буквами»
    • чистоговорку.
    • пазлы с изображением букв алфавита.

    Математические знания

    В области математики карапуз 4 лет должен показывать следующие знания и умения:

    • ориентироваться в расположении предметов, т.е. правильно отвечать с какой стороны (справой, слевой, сверху, снизу…) расположен тот или иной предмет.
    • правильно назвать пять основных геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник и треугольник.
    • знать счет до десяти и уметь посчитать предметы в количестве до 10 штук. Некоторые дети 4 лет с удовольствием учатся писать десять основных цифр.
    • уметь расставить цифры в последовательности от одного до пяти и от пяти до одного.
    • визуально или подсчетом определять: где больше предметов, а где меньше, а так же уметь уравнивать их количество путем перекладывания предметов.
    • учиться писать палочки, обводить клеточку в тетради.

    Задания для детей 4 лет изложены в специальных пособиях:

    • в виде карточек под названием: «Учим ребенка считать», «Цифры от 0 до 10», «Геометрические формы», «Найди лишнюю цифру», «Цифры-раскраски»
    • в форме игры под названием: «Изучаем геометрические формы», «Математика с игральными костями», «Ориентируемся в пространстве: до и после»
    • в раскрасках «Раскрась рисунок и соедини цифры», «Цифры-раскраски»
    • в прописях «Цифры», «Пропись по математике», «Учимся писать цифры от 1-9», «Учусь считать»
    • в виде пазлов под названием «Тройные геометрические фигуры», «Тройные цифры и счет».

    Задания на логическое мышление

    Очень важно развивать у ребенка 4 лет логическое мышление, память и внимание.

    Чтобы узнать об успехах малыша в этой области знаний, рекомендую протестировать малыша, дав ему следующие задания:

    • сравнить картинки, определить: чем они отличаются между собой и в чем схожи.
    • сложить подобную образцу постройку из конструктора
    • сложить разрезанную картину из 2-4 ее частей
    • не отвлекаться, выполняя задание (по крайней мере, в течение 5 минут)
    • самостоятельно построить игрушечную пирамиду или сложить пирамидку, к примеру, из одноразовых стаканчиков
    • правильно вставить в отверстия недостающие фрагменты картины
    • уметь словестно обобщать предметы, а именно: стол, шкаф, кровать – это мебель; мама, папа – это родители. Исключать лишний предмет в перечисленном вами перечне или находить ему пару.
    • отвечать на элементарные вопросы обихода. К примеру: «Почему мы зимой тепло одеваемся?», «Зачем человеку дом?»…
    • правильно подбирать анонимы простых слов: пустое — полное (ведро), высокое — низкое (дерево), горячее – холодное (какао)…
    • сразу запомнить несколько пар слов, которые вы ему прочитали и в точности пересказать их.
    • уметь увидеть на картинке неправильно нарисованное изображение. Показать на него и объяснить: почему он так думает. Это могут быть картинки для детей 4 лет с изображением зверей или людей, где один из них будет нарисован вверх ногами.

    Если малыш 4 лет успешно справился со всеми заданиями, то у него на должном уровне развита память, мышление и внимание. Если же карапуз не выполняет того или иного задания, то Вам необходимо уделить больше времени и внимания для обучения своего чада. Возможно, для этого понадобится обучающая программа для детей 4 лет или специальные пособия для занятий.

    Это могут быть:

    • карточки под названием «Найди лишний предмет», «Найди пару», «находить тень у изображения», «Уроки развития логического мышление», «Определяем где большой и где маленький»
    • пазлы
    • головоломки Красноухова
    • раскраски для развития логики
    • обучающие программы под названием: «Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти».
    • игры «Кто есть Кто?» или «Что есть что?», «Подбери заплатку», «Поймай рыбку», «Найди пару», «Память и внимание», «Развиваем память и Внимание»

    Что должен знать четырехлетний малыш об окружающем мире?

    Прежде всего:

    • знать какие бывают овощи, фрукты, ягоды и их свойства, где растут и т.д.
    • знать основных насекомых: кузнечика, божью коровку, бабочку и рассказать: как они передвигаются
    • знать основных домашних животных, чем они питаются, как называются их детеныши.
    • ориентироваться во временах года, узнавать их по картинкам.

    Для того чтобы помочь ребенку получить достаточно знаний о вещах и животных, которые его окружают, создано много пособий в виде:

    • карточек или раскраски с изображением: животных, человека, птиц, мебели, овощей, фруктов, ягод, одежды, профессий, деревьев и листьев, осени, весны, лета, зимы, транспорта, насекомых…
    • развивающие игры.

    Что должен уметь четырехлетний ребенок?

    Вот основной список его возможностей в таком возрасте:

    • умеет одеваться, застегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, застегивать молнию на курточке или кофте.
    • умеет самостоятельно кушать, используя столовые приборы: ложку и вилку.
    • может карандашом или ручкой провести линию на листе бумаги
    • умеет нанизывать бусинки или пуговицы на нить
    • заштриховывает или закрашивает фигуры, практически не выходя за контур изображения.
    • знает где левая рука, а где правая.

    Чтобы научить малыша всему вышеперечисленному не нужно применять специальные обучающие пособия, ведь Вы – родители, сможете лучше рассказать малышу об этих элементарных вещах.

    Изучение иностранных языков

    И, наконец, если Вы решили, что ваш карапуз должен с раннего возраста знать английский, то можете воспользоваться следующими обучающими материалами:

    • английский с Биг Маззи
    • пазлы с английскими буквами
    • карточки с английским алфавитом.

    Вот, пожалуй, и вся программа развития ребенка 4 лет.