Гассан абдуррахман ибн хаттаб что значит. Где находится площадь Хоттабыча? Смотреть что такое "Хоттабыч" в других словарях
Волька и Старик Хоттабыч на футболе. Волька:
- Хоттабыч, я болею вон за ту команду, сделай, чтобы она выиграла.
- О, славнейший из всех отроков, можешь казнить своего верного слугу,
но я тут бессилен. Это же сборная России по футболу.
- Ну тогда пусть Хорватия выиграет у Англии!
Нашел как-то Медведев старинную лампу, а из нее - джинн.
- О, мой повелитель, приказывай! Исполню любое желание!
- Хочу, чтобы Россия побеждала в международных состязаниях: ЧМ по
хоккею, Кубок УЕФА, Евровидение, ЧЕ по футболу...
- Ой, не, это слишком сложно, к тому же - несколько желаний сразу. Давай
лучше одно.
- Тогда пусть в России не станет коррупции!
Подумал джинн и говорит:
- Так, значит, какие там говоришь международные состязания?
Награждается могучий и прославленный во всех странах света Гассан
Абдуррахман ибн Хоттаб орденом "За заслуги перед Отечеством третьей
степени"!
- О, мой почтенный юный повелитель, Димка ибн Анатолий! За что такая
немилость? Почему орден только "третьей степени"?
- За "бронзу"!... Балда ты, Хоттабыч! Не болел бы за Испанию, вывел бы
нашу сборную в чемпионы Европы, получил бы первую степень!
Хоттабыч, а ты можешь колдовать без произнесения заклинания?
- О Волька, так я всегда так и колдую.
- Как, ведь ты всегда произносишь: "Трахтибевдох"?
- Понимаешь, о Волька, это не совсем заклинание, просто будешь
несколько тысяч лет подряд выполнять пожелания разных э...
не такие заклинания еще произносить будешь.
Однажды мужик из России, работавший в Нью-Йорке (было это в 2001 году),
купил бутылку, открывает ее - а там джинн. Ну джинн и говорит: "Исполню
любое твое желание". Мужик думает, думает, никак не может придумать, и
отвечает: "Давай я завтра загадаю, а ты его исполнишь". Джинн ему:
"давай".
Пошел мужик на следующий день на работу, а работал он в одной из башен
WTC, сидит, работает, думает, что бы загадать, вдруг в окне видит, как в
соседнюю башню врезается самолет. Мужик:
Мужик нашел на пляже старинную плесневелую бутыль, открывает – а там джинн. - Так, спаситель. Загадывай три желания. – Достает записную книжку. – Только не спеши, у меня склероз, буду записывать. - Хочу здоровья! Джинн пишет: 1. Медицинская страховка класса "элит". - Хочу быть богатым! Джинн пишет: 2. Открыть счет на сто миллионов в Швейцарском банке. - Хочу большой, серьезной, романтической любви на всю жизнь! Джинн пишет: 3. Авиакатастрофа в конце медового месяца. (С) Роби
Проснулся как-то Старик Хоттабыч с охуительного бодуна, подошел к
зеркалу, смотрит, еб твою мать, бороды нету. Полностью охуевший,
спрашивает у Вольки:
- Волька, а где же я свою бороду-то проебал?
На что Волька отвечает:
- Говорил я тебе, старому, давай сразу ящик водки закажем, бля,
а ты все, мудила, по 50, по 50.
Волька Костыльков нашел на дне Москвы-реки бутылку.
Когда он ее открыл, из нее вылез джин и сказал:
- Слушаю и повинуюсь! Меня зовут Гасан Абдурахман ибн Хаттаб, или,
по-вашему, Гасан Хоттабыч. За мое освобождение я исполню все твои
желания.
- Для начала покажи мне, как ты поместился в этой бутылке?
- Легко.
Волька вогнал пробку обратно и подумал:
- Да ну его на хуй с его папашей!
Бомж находит кувшин, открывает его, оттуда вылезает джинн и говорит:
- Загадывай любое желание.
- Хочу, чтобы у меня был дом - роскошная вилла на Лазурном берегу, с
мраморными колоннами…
Тут джинн его перебивает:
- Ты что, дурак? Думай хоть, что говоришь, посмотри, в чем я сам-то
Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб , или Хоттабыч - джинн в повести-сказке «Старик Хоттабыч » (1938) Лазаря Лагина .
Биография
Ко времени событий повести Хоттабычу было три тысячи семьсот тридцать три года (в фильме 1956 года указывается 3732 года и 5 месяцев).
Про жизнь джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба до заточения в сосуде мало что известно. Но из его слов можно заключить, что он был из правоверных джиннов (нигде в повести это определение не встречается, но старик верит в Аллаха), служил Сулейману ибн Дауду (был рабом его кольца), был «владыкой телохранителей из джиннов», повелевающим неизмеримым войском джиннов , шайтанов и маридов . Вместе с братом, Омаром Юсуфом ибн Хоттабом, ослушался Сулеймана и был заточён в глиняном кувшине.
Во время событий повести (точная дата не указана) был найден Волькой Костыльковым, пионером , и выпущен на волю. Принял решение служить своему спасителю.
К концу описанных в повести событий увлекся радиотехникой . В фильме Хоттабыч становится цирковым иллюзионистом .
Семья
Имеет брата, Омара Юсуфа, к которому очень привязан, несмотря на ужасный характер последнего. Судя по данным анкеты, которую он заполнял в эпилоге повести, круглый сирота и холост.
Личность Хоттабыча
«Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс». Очень добр, хотя и весьма вспыльчив и горд, любит иногда прихвастнуть. Способен на глубокую и искреннюю привязанность, обладает подвижным и лукавым умом, весьма эмоционален.
Хоттабыч в книге Обломова
Образ Хоттабыча был заимствован современным российским писателем С. Обломовым и использован в книге «Медный кувшин старика Хоттабыча ». По этой книге снят фильм «Хоттабыч ».
В экранизациях
Фильм 1956 года
В фольклоре
Образ джинна Хоттабыча, исполняющего желания с помощью своей бороды, давно уже стал народным. Распространились анекдоты и шутки про Хоттабыча и Вольку, в которых обычно муссируются «взрослые темы».
Просыпается утром старик Хоттабыч со страшного бодуна, голова раскалывается, во рту будто кошки нагадили… Потянулся он к своёй бороде, а её нету. Он трясущимися руками будит спящего рядом Вольку: - Скажи, о достопочтенный Волька ибн Алёша, а куда подевалась моя борода ? Волька отвечает: - Я же тебе говорил, давай сразу закажем литр водки . А ты всё своё: «еще по пятьдесят, ещё по пятьдесят»…
В музыке
Книга о Хоттабыче, а также некий джинн, появляющийся из бутылки, упоминаются в песне Владимира Высоцкого «Песня-сказка о джинне» (1967 год).
Герой песни, выпивоха, главное жизненное кредо которого - «Уж коли я чего решил, я выпью обязательно» - открывает очередную бутылку, из которой, к его удивлению, появляется джинн, предложивший ему за свое спасение кого-нибудь избить. Алкоголик вспомнил «детский детектив - «Старика Хоттабыча» и попросил у джинна вина, а потом дворец, однако джинн ему заявил: «Мы таким делам вовсе не обучены, и кроме мордобитиев - никаких чудес!». На этой почве между ними произошла ссора, в процессе которой джинн ударил выпивоху. Тот вызвал милицию. Стражи порядка «вывели болезного, руки ему - за спину, и с размаху бросили в «чёрный воронок». Дальнейшая судьба джинна его «освободителю» неизвестна:
В печально знаменитой статье «О чём поёт Высоцкий » песня была почему-то названа «Сказкой о русском духе», «который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, „супротив милиции ничего не смог“. Забрала „русского духа“ милиция ». Из этого делается неожиданный вывод: «сначала - вроде шутя о милиции, которая „заламывает руки“ и „с размаху бросает болезного“, а потом возникает недовольство законом, правосудием» .
В мультипликации
Примечания
См. также
- «Старик Хоттабыч» , фильм 1956 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Хоттабыч" в других словарях:
Герой повести сказки Л.И.Лагина «Старик Хотгабыч» (1938). Гассан Абдуррахман ибн Хотгаб из породы тех могучих чародеев, фантастических существ, которым поклонялись еще в доисламской арабской мифологии, которые оживали на страницах волшебных… … Литературные герои
Сущ., кол во синонимов: 5 дед (39) дедок (10) старик (61) … Словарь синонимов
хоттабыч - нарк. наркоман, пристрастившийся к галлюциногенам … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Хоттабыч джинн по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб в повести сказке «Старик Хоттабыч» (1938) Лазаря Лагина. Именно этот вариант его имени стал наиболее известным. Хоттабыч, «Хоттабыч!» мюзикл по мотивам повести Лагина, с довольно значительными … Википедия
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Хоттабыч (значения) … Википедия
В Иерусалим приезжают ради Старого города, а в Старый город попадают обычно через Яффские ворота. С площади у Яффских ворот начинаются экскурсии, здесь всегда толпится множество туристов. Не знаю, многие ли из них, хотя бы скуки ради, обращали внимание на табличку с названием площади: площадь Омара ибн-Хаттаба. Те же из "русскоязычных", кто табличку прочитал, наверняка тут же делился этой новостью с друзьями: "Смотрите, смотрите, площадь имени старика Хоттабыча!"
Строго говоря, симпатичного героя сказки Л.Лагина звали Гассан Абдурахман, а Омар Юсуф ибн-Хоттаб был его младший брат со скверным характером, превратившийся в конце книги в искусственный спутник Земли. Впрочем, ни тот, ни другой к теме моего повествования никакого отношения не имеют.
Потому что площадь эта названа в честь Омара ибн Хаттаба (581— 644) , чье имя у мусульман принято произносить с глубоким почтением и обязательной присказкой "да будет доволен им Аллах". Почтение Омару - по заслугам. Во-первых, он был одним из тех богатых и знатных жителей Мекки, кто не только знал Мухаммада лично, но и признал в нем пророка. Кстати, Омар принял ислам после личной встречи с Мухаммадом, которого он до этого хотел убить, как проповедника враждебного учения. Вопрос на засыпку для тех, кто считает себя православным христианином: у кого из христианских святых была аналогичная судьба: из гонителя праведной веры он превратился в ее защитника и строителя?
Во-вторых, Омара ибн Хаттаба мусульмане почитают как второго праведного халифа (то есть заместителя Пророка на земле). И даже то, что Омар не стал первым из халифов ставится ему в заслугу. После смерти Мухаммада в 632 году встал вопрос о выборе преемника Пророка. Во избежание возможной при этом ссоры и даже гражданской войны Омар лично и публично признал первенство своего соперника абу Бакра (572 — 634) , первым пожав ему руку. Абу Бакр, таким образом, стал первым халифом. А через два года, после смерти абу Бакра, Омар ибн Хаттаб стал вторым халифом.
В-третьих, Омара ибн Хаттаба можно считать основателем арабской империи и мусульманской государственности. Дело в том, что при его предшественнике власть ислама укрепилась только на Аравийском полуострове. При Омаре начались успешные завоевания окрестных стран. 20 августа 636 года арабские войска разбили византийскую армию в битве при Ярмуке и овладели Дамаском. В декабре того же года они нанесли поражение персидским войскам (на вооружении которых находились даже боевые слоны). В 637 году был взят Иерусалим, а в 639-641 году относительно небольшой отряд арабской конницы покорил Египет.
Таким образом, под властью мусульман оказалась большая территория, а на ней - многие народы, исповедующие разные религии. Во многом благодаря стараниям Омара ибн Хаттаба на этой территории был установлен порядок, обеспечивавший процветание и стабильность. В завоеванных странах сохранялись местные обычаи и местные языки. Насильственное обращение в ислам христиан, персов и евреев было запрещено. При этом говорить об абсолютной толерантности мусульман было бы неверно. Приверженцы "истинной веры" имели определенные и существенные преимущества.
При Омаре была установлена система налогов, которая в основном сохранилась и доныне во всех мусульманских странах. Система эта обеспечивала не только сбор денег для центральной власти, но была, как мы бы сейчас сказали, "социально ориентирована". Большие средства оставались в руках наместников и шли на помощь бедным и инвалидам, а также на развитие мусульманского образования.
При халифе Омаре также была повсеместно введена мусульманская система летоисчисления. Мусульманский год состоял из 12 лунных месяцев, то есть из 354 дней. За начало летоисчисления бралась дата переселения Мухаммада из Мекки в Медину (16 июля 622 года). Этот календарь и поныне используется во всех мусульманских государствах.
Площадь в Старом городе названа именем Омара ибн Хаттаба тоже вполне заслужено. Отобрав город у византийцев, он отменил 500-летний запрет евреям селиться в Иерусалиме. Более того, поскольку византийские власти намеренно превратили территорию Храмовой горы в свалку, по приказу халифа эту свалку расчистили. Евреям было разрешено молиться на Храмовой горе. То место, где находилась Святая Святых Иерусалимского Храма, было отмечено, и уже после смерти Омара ибн Хаттаба, в 685-705 годах, на этом месте была построена мечеть с золоченым куполом, которую сейчас называют либо "Куполом на скале", либо "Мечетью Омара". Этот золоченый купол фигурирует практически на всех фотографиях Старого города. Многие ошибочно считают его куполом мечети Аль-Акса. На самом деле, Аль-Акса находится на южной окраине Храмовой горы и купол у нее не золотой, а серый.
Гассан Абдурахман ибн Хоттаб
ВНЕШНОСТЬ И ХАРАКТЕР:
"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками". Старичок был удивительно вспыльчивым и впадал в ярость от любого пустяка, но очень быстро успокаивался и старался исправить последствия своего гнева. Добродушен и очень любознателен.
ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ И ПРИЕМЫ:
У Хоттабыча была волшебная борода; произнося заклинания, надо было вырвать волосок из бороды и разорвать его на части. "Старик тяжело вздохнул, вырвал из своей бороды один волос, другой, третий, затем в сердцах выдернул из нее сразу целый клок и стал с ожесточением рвать их на мелкие части, что-то сосредоточенно приговаривая…" Часто для колдовства требовались и руки. "Тогда Хоттабыч принялся щекотать пальцами в самых различных сочетаниях: то отдельными пальцами, то все пятерней правой руки, то левой, то сразу пальцами обеих рук, то раз пальцами правой руки и два раза - левой, то наоборот".
ОТНОШЕНИЯ С ГЕРОЯМИ СКАЗКИ:
Пионер Волька вытащил из пруда старый медный кувшин и, открыв его, обнаружил в нем джинна. Джинн Хоттабыч в благодарность за спасение из тысячелетнего заключения решает облагодетельствовать Вольку и исполнять все его желания.
ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЛШЕБСТВА:
Подсказками на экзамене по географии Хоттабыч добился для Вольки переэкзаменовки. Чтобы Волька смог попасть в кино на взрослый фильм, джинн наколдовал ему бороду, и посмотреть на бородатого мальчика сбежались все зрители. Хоттабыч подарил пионеру великолепный дворец и караван невольников, которых пришлось срочно убирать во избежание неприятностей. Попытки создать часы и телефон окончились неудачей, т.к. волшебник не знал принципа их работы. В конце концов джинн устроился работать в цирк иллюзионистом.
Примечание:
Родной брат Хоттабыча - Омар Юсуф ибн Хоттаб, извлеченный из кувшина Волькиным приятелем Женькой, малопривлекательный старик со злобным лицом и глазами, горящими, как раскаленные угли. Пообещал, что Женька умрет от старости и тут же превратил его в древнего старика. Позавидовав золотым зубам Хоттабыча, наколдовал себе бриллиантовые. Пожелал лично проверить, как выглядит Луна и, несмотря на уговоры, отправился в космос. Из-за малой массы тела превратился в искусственный спутник Земли.
Л. Лагин. Старик Хоттабыч. - М.: Детская литература, 1973.