• Прием невролога в 1 месяц что смотрят. Детский врач: расписание посещений. Когда обращаться к детскому неврологу

    Осмотр невролога для грудничка является обязательным в 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни. Что смотрит детский невролог на приеме – этот вопрос интересует каждую маму. Осмотры невролога для грудничков обязательны даже если они абсолютно здоровы. Столь частый контроль совсем не безоснователен, неврологический статус младенца меняется каждые три месяца. Именно в эти периоды происходит интенсивный рост малыша и формирование у него определенных навыков, поэтому любые отклонения будут видны.

    Перед выпиской из родильного дома малышам проводится нейросонография (или УЗИ головного мозга). Иногда при данном обследовании у малышей находят кисты головного мозга. Причины возникновения кист у малышей еще недостаточно изучены. Предположительно они появляются вследствие гипоксии (кислородного голодания). Если размеры кисты не более 3-4 мм, то к 3 месяцу они рассасываются бесследно. При обнаружении у младенца кисты головного мозга показана нейросонография в динамике.

    Заболевания нервной системы у детей первого года жизни встречаются нередко, и обычно связаны с патологией беременности, тяжелым течением родов, внутриутробными инфекционными заболеваниями крохи, травмами и другими причинами. Особенный контроль со стороны невролога должен осуществляться за малышами, которые родились недоношенными.

    Насторожить родителей должны следующие симптомы:

    • Тревожный сон ребенка;
    • Частые ;
    • Подергивания конечностей, дрожание (тремор) подбородка и конечностей;
    • Фебрильные судороги;
    • Задержка развития малыша.

    Осмотр в 1 месяц

    Осмотр невролога в 1 месяц включает оценку позы ребенка, наличие и выраженность . В 1 месяц все безусловные рефлексы новорожденного должны быть ярко выражены и симметричны. Угасает к 1-1,5 месяцам лишь рефлекс автоматической опоры и ходьбы.

    Оценивается мышечный тонус , так как мышцы сгибателей еще находятся в гипертонусе, то положение малыша сохраняет еще внутриутробную позу – ножки и ручки согнуты, кулачки крепко сжаты. Тонус мышц с обеих сторон должен быть одинаковым, если с одной стороны гипертонус выражен сильнее, а с другой слабее, то это может говорить о патологии. Но при пробуждении ото сна к концу 1 месяца кроха уже может потягиваться.

    Все движения малыша еще нескоординированы и хаотичны. уже может ненадолго сфокусировать взгляд на предмете и проследить за его движением в горизонтальной плоскости. Так же к 3-4 неделе жизни у крохи должна появиться улыбка в ответ на ласковое обращение. Если кроха в возрасте 2-4 недель способен удерживать голову, то это тревожный симптом, который может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления. Осмотр невролога в 1 месяц один из ключевых, поэтому важна квалификация специалиста.

    Осмотр в 3 месяца

    Осмотр невролога в 3 месяца один из самых важных. Главное достижения жизни – это найденные собственные руки. Кроха может разглядывать их или просто засовывать кулачки в рот. К 3 месяцам начинают угасать большинство рефлексов новорожденных, так как регуляцию на себя все больше берет кора головного мозга. Большинство рефлексов ослабевает или исчезает. Хватательный рефлекс к концу 3-4 месяцев в норме должен угаснуть, вместо него развивается произвольное захватывание предмета. Еще одно достижения – это способность в вертикальном положении. Если к этому сроку кроха еще не способен самостоятельно держать голову, то это может быть проявлением гипотонуса или отставанием в росте и развитии.

    К 3 месяцам у малыша присутствует комплекс оживления в ответ на общение или любой оптический раздражитель. Так же обычно к этому сроку мама уже может услышать смех ребенка. Тонус сгибателей к этому времени должен ослабнуть, и поза крохи становится более расслабленной.

    Осмотр в 6 месяцев

    проводится с оценкой умений крохи. Ребенок в 6 месяцев должен уметь переворачиваться со спины на живот и обратно, в положении на животе высоко поднимать голову и опираться на вытянутые предплечья. Малыш узнает маму, а вот на чужого человека может отреагировать по-разному (например, плачем). К полугоду ребенок уже может уверенно удерживать в руках игрушку и даже перекладывать ее из одной руки в другую. Обычно к 6 месяцам малыши уже могут сидеть (хотя бы с поддержкой). Лежа на спине, кроха может играть со своими стопами. Его движения становятся все более координированными и целеустремленными. Эмоциональные проявления становятся все более разнообразны, малыш повторяет слоги.

    После 6 месяцев темпы прироста окружности головы уже составляют 1 см за месяц.

    Осмотр в 9 месяцев

    На осмотре невролога в 9 месяцев оцениваются данные физического развития малыша – он уже должен самостоятельно сидеть, многие дети уже встают на ножки и ползают. Оценивается развитие мелкой моторики малыша – он способен брать предмет 2 пальчиками и удерживать его. Кроха все больше подражает движениям взрослых, уже может хлопать в ладоши, махать на прощание ручкой. Он хорошо знает своих родителей, подозрительно относится к незнакомым людям. Ребенок уже знает значения произносимых слов, находит знакомые ему предметы среди других. В этом возрасте малыш уже должен понимать запреты.

    Осмотр в 12 месяцев

    К году малыш становится все более осмысленным человечком. Навыков и умений становится все больше. К 12 месяцам кроха уже может подняться на ножки, стоит и ходит за ручку. Если ваш ребенок еще не ходит самостоятельно, не расстраивайтесь. Волноваться стоит, если и к 1,5 годам малыш не ходит самостоятельно. Малыш уже умеет пить из чашки, самостоятельно держать ложку и есть из нее, знает названия многих предметов, указывает части тела, знает всех членов семьи, произносит отдельные слова. Окружность головы за год должна увеличиться на 12 см.

    Развивается череп от жизни
    Во весь лоб — от виска до виска. . .
    О. Мандельштам

    Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

    Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

    Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

    Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

    Форма и размер черепа

    Отклонение от нормы — возможная патология. . .

    Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

    Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

    Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

    . . .или повод для дальнейших обследований?

    Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

    • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
    • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
    • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

    "Домашнее задание" для родителей

    Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

    • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
    • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
    • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

    Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

    • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
    • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

    Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

    Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.


    От чего зависит форма черепа?

    В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

    Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

    Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

    Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

    Как растет голова?

    У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

    Окружность головы у увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

    Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

    Что такое роднички?

    Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.

    При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

    Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.

    Когда и как невролог должен осматривать ребенка?

    Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

    Если вы приглашаете специалиста на дом, то необходимо учесть следующее:

    • осмотр ребенка должен проводиться на пеленальном столике или другой мягкой, но не прогибающейся поверхности;
    • обстановка должна быть спокойной, по возможности исключите отвлекающие факторы;
    • осмотр желательно проводить через 1,5-2 часа после кормления;
    • температура воздуха в помещении должна быть около 25°С, освещение — ярким, но не раздражающим.

    В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!

    Инна Шаркова, детский невролог
    "Гута-Клиник", г. Москва

    Обсуждение

    Здравствуйте! Моей дочке 2 месяца, педиатр порекомендовал сделать нейросонографию и обратится к невропатологу. по результатам нейроснографии поставили диагноз6 незначительное расширена межполушарная щель (3,7 при норме 2,1). Невпролог осмотрел и выявил: активная, улыбается, гулит, симптом Грефе периодически,опора на поджатые пальцы. Дочка вздрагивает, нарушен сон, периодически срыгивает. Врачом поставлен диагноз: с/м ПНРВ, СДН по гипертипу, с/м ЛДН.
    Не совсем понятны диагнозы, чем они опасны, как расшифровать эти симптомы. Помогите, очень боюсь упустить время.

    16.01.2008 21:33:04, Наталия

    Здравствуйте.
    Моей дочери 3 недели.Недавно заметил несимметричность ее черепа,т.е. у нее правая височная впадина больше/глубже,чем левая.Скажите,это опасно?Патология ли это или со временем симметричность восстановится?И как поспособствовать восстановлению/формированию нормальной формы черепа?
    PS:чередуем стороны сна ребенка.

    21.12.2007 11:03:55, Стас

    zdrastvuyte. u menye docinka 8 let i ona mikrocefaliya .a kak mojna uznat kakie budeshe jdyot emu.u neqo kajdiy nideli spazmi bivayet.ona ne ustayot v meste.pomaqite pojalusta kokoy lekorstva mojet uspokoyet eqo?ya jdu iz vas otveti.

    07.12.2007 21:53:24, Ramil

    Ребенку 7,5 месяцев, мальчик. Родился в срок, естественным путем (без кесарева сечения). При рождении поставили диагноз гипоксия. Ребенок находится на грудном вскармливании.
    У ребенка проблемы со сном. Ребенок спит только в коляске или с соском в груди (использует сосок вместо соски). Никаких лекарств не принимал и не принимает.
    За последний месяц 4 раза проводилась процедура по расширению глазного канала.
    Процедура болезненная. Первые 3 раза ребенок реагировал достаточно спокойно и успокаивался в течение 10 минут после окончания процедуры. На четвертый раз начал плакать сразу, после того как его привезли в поликлинику, и после окончания процедуры не мог успокоиться в течение часа.
    По словам врача - окулиста (зав. отделением глазной поликлиники при Морозовской больнице) процедуру будут повторять до тех пор, пока не удасться расширить глазной канал. Возможно 20 раз.
    Вопрос:
    Могут ли процедуры повлиять на психику ребенка или он все забудет и проблем с психикой не возникнет?

    08.11.2007 15:00:20, Вадим

    Здравствуйте доктор
    меня беспокоит размер моей головы
    мне 21 год рост 180 вес 75
    а диаметр головы 54см.
    мой подбородок его почти НЕТ!
    такое ощущение что голова это шея
    только на ней выросли волосы и лицо
    помогите пожалуйста подскажите чевонибуть

    Здравствуйте Доктор!

    Rebenku 5 mesyacev, pri podderjanii rebenka on derjit noqi na noskax, normalno lı eto?
    Mi ocen bespokoimsya cto on ne smojet xodit. Posle osmotra doktor skazal cto u neqo porez na noqax i cerepnoe davleniee i naznacıl etı lekarstva:
    Mojno li eti lekarstva prinimat pri takom diaqnoze.
    Doktor cto bi vi posovetovali cto nam delat?
    Zaranee blaqodaryu.
    1 Флекситал N10

    2 Диакарб N6

    3 Эуфиллин N10

    4 Глюферал N

    5 Мидокалм N10

    6 Кальций- маг

    7 Аспаркам N10

    03.05.2005 10:02:06, S

    Подскажите, если ребёнку только месяц и невропатолог сказал что родничок 0.5 и что это ни есть хорошо! Это сильно плохо? И как это повлияет на развитие малыша?
    [email protected]

    05.04.2005 14:11:35, Роман

    Мне 16 лет, у меня у меня
    увеличенная лобная и теменная
    кости черепа, может быть
    это передалось по наследству,
    как решить эту проблему,

    другую терапию. Можно ли
    проводить изменения на
    генетическом уровне.
    Напишите ответ

    17.03.2005 06:48:03, Антон

    Мне 16 лет, у меня у меня
    увеличенная лобная и теменная
    кости черепа, может быть
    это передалось по наследству,
    как решить эту проблему,
    может можно применять лазерную или какую-нибудь
    другую терапию. Можно ли
    проводить изменения на
    генетическом уровне.
    Напишите ответ

    17.03.2005 06:46:26, Антон

    Моему сыну было около 4 месяцев, когда у него затормозилось психомоторное развитие. На осмотре невролог в детской поликлинике сказала, что ребёнок полностью здоров и никаких отклонений у него нет. Но (спасибо совету знакомого медика) мы обратились к мануальному терапевту. Мануальщик определила с первого взгляда нерасхождение швов костей черепа (причина была из-за переношенности в 3 недели и стремительные роды). После первого сеанса массажа косточки разошлись и ребёнок начал нагонять в развитии упущенное. Поэтому надежды на профосмотры никакой. Только собственные наблюдения...

    07.12.2004 03:12:23, МамонтёнОК

    Здраствуйте. Моей дочке 1,5 месяца. Иногда она смотрит "удивленно". Нервопотог направил нас на нейросонограмму. На направлении написано: "с-м ЛДН?" Что означает этот "удивленный" взгляд и ЛДН? Заранее спасибо за ответ

    13.11.2004 01:02:21, Юля

    Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

    На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

    Прием невролога преследует несколько целей:

    • контроль развития малыша
    • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
    • лечение выявленных патологий

    Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

    Обратите внимание!

    На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

    Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

    Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок. Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий. Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

    Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

    Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

    • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
    • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
    • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
    • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
    • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

    Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

    Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

    Затем доктор последовательно проверяет:

    1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
    2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

    Оральные безусловные рефлексы

    • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
    • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
    • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
    • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

    • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
    • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
    • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

    Обратите внимание!

    Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

    • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
    • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
    • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
    • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

    Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга. Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

    Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см. Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии. Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

    Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

    Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

    Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

    Визит к неврологу в 3 месяца

    Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

    Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

    • умение держать голову
    • умение поворачиваться на спину с живота
    • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
    • реакции на речь, ласковый голос

    В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

    Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

    Визит к неврологу в полгода

    Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

    Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

    • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
    • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
    • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
    • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
    • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
    • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

    Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей. Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным. Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

    Тая, 24 года 10.10.2016

    Добрый день.

    Моему ребенку 1 месяц. Плановое обследование еще не проходили. Беременность у меня была первая, родила без проблем. Но в данный момент тревожит плохой сон и частый плач - днем и ночью. Еще малыш часто срыгивает (я читала, что это плохо). Иногда мне кажется, что у сына дрожит подбородок (пишут, что это тоже очень плохо).

    Хочу обратиться в вашу клинику, но думаю, что надо как-то подготовиться. Что смотрит невролог у ребенка в 1 месяц? И нужны ли какие-то особые приготовления к процедуре осмотра.

    Какие могут еще быть назначены диагностические исследования при таких симптомах как у нас (плохой сон, плач, частые срыгивания)? Насколько серьезным может быть наше положение?

    Добрый день.

    При осмотре месячного младенца обращает внимание на следующие признаки:

    · общее состояние ребенка (активность, реакция на окружающих);

    · тонус мышц и его симметричность;

    · состояние и окраска кожных покровов;

    · состояние головы (размеры родничков, напряженность кожных покровов над ними);

    · уровень развития (в 1 месяц малыш уже может ненадолго концентрировать взгляд на ярком медленно движущемся предмете, а также реагировать на громкие звуки; особо «продвинутые» детки могут даже улыбаться);

    · наличие и симметричность основных рефлексов.

    Особой подготовки к осмотру ребенка в 1 месяц у не требуется. Общее правило: осматривать малыша лучше всего через полтора часа после кормления (особенно это актуально в вашем случае, поскольку вы жалуетесь на частые срыгивания).

    Однако следует учитывать, что перед осмотром невролог проводит опрос, к которому также необходима определенная подготовка (расспросите бабушек и дедушек малыша о развитии его родителей (как свидетельствует наш опыт, далеко не всегда папы и мамы малыша могут поведать подробности о собственном младенчестве)). Также будут полезны сведения о наличии/отсутствии неврологических заболеваний у всех ближайших родственников.

    Кроме того, вы должны будете рассказать о течении беременности и родов, о режиме дня (сколько раз в сутки кушает малыш), об изменениях роста и веса, а также подробно описать все волнующие вас симптомы (как часто бывают срыгивания, через сколько минут после еды, как часто плачет малыш, успокаивается ли после кормления и т.п.).

    После осмотра в вашем случае может быть назначено такое абсолютно безвредное для малыша обследование, как , которое обладает высокой диагностической точностью и позволяет своевременно распознавать тяжелые нарушения.

    Более подробно о тревожащих вас симптомах вы можете прочитать в нашей статье « ».

    Первый осмотр вашего ребенка врачом-неврологом приходится на период новорожденности. В течение 3 дней после рождения будет плановый осмотр, так что вы можете уже в этот момент задать волнующие вас вопросы (если таковые есть). Затем, в последующие 12 месяцев врач-невролог будет осматривать малыша планово. Почему так часто? Потому что в первый год жизни активно формируется нервная система ребенка и любое, даже незначительное отклонение, может иметь последствия на всю жизнь.

    Врач-невролог должен осмотреть вашего ребенку примерно 3-5 раз в первый год жизни. Проследите за этим – очень важный момент в развитии крохи!

    Полноценное, а самое главное – здоровое формирование центральной нервной системы прямым образом будет влиять на развитие , его психо-эмоциональное развитие, адаптацию в социуме, агрессивное или неагрессивное поведение, реакцию на родителей и т.д.

    Обратите внимание! Когда ребенку исполнится один год врач-невролог должен осмотреть его и сделать важный вердикт: в каком состоянии на данный момент находится работа центральной нервной системы (ЦНС), как он развита, достаточно ли созрела, оказывают ли на ее функционирование какие-либо негативные факторы.

    Конечно, вы, как родитель, не понимаете и не знаете, какие вопросы нужно задать врачу-неврологу, чтобы оценить состояние здоровья своего ребенка. И вы действительно хотите научиться разбираться во всем многообразии нюансов и важных аспектов, касающихся вашего крохи. Поэтому, заведите себе блокнот и туда фиксируйте все то, что вы бы хотели спросить у врача-невролога (и у других специалистов тоже).

    Необходимость планового осмотра

    Если у вас роды прошли без каких-либо отклонений от нормы, ребенок родился здоровый, родовых травм получено не было и итоговая оценка по шкале Апгар составляет от 8 до 10 баллов, то зачем нужно дополнительно показывать кроху каким-то врачам?

    Итак, вы, как родитель, должны знать, что абсолютно здоровый ребенок в первый год жизни должен быть 4 раза осмотрен врачом-неврологом: в 1,3, 6, 12 месяцев. Почему это так важно? Потому что статистика показывает: даже если у родителей рождается здоровый малыш, все равно в первый год жизни в его развитии могут произойти глобальные перемены. Допустим, у вас все хорошо – значит, это повод для радости и счастья – у вас все хорошо. Но! Вдруг что-то не так с развитием малыша? Тогда у вас есть 100% возможностей своевременно помочь ребенку.

    Вы должны понимать, что в течение первого года жизни ребенка у него могут развиться пороки развития головного мозга, гипертензия, патологическое увеличение желудочков мозга, скопление в мозге ликворной жидкости. Помимо этого, в течение первого года жизни ребенок активно развивается, учиться ползать, изучает окружающий мир – нередко именно в это время малыши падают, ударяются головой.

    Дмитрий Сахно, врач-невролог: «Ко мне на прием приходят мамочки с одной типичной жалобой: «Ребенок не разговаривает, не гулит, не лепечет, но, до этого, несколько недель назад мы упали с дивана и ударились головой». На этом моменте нужно сделать паузу! Я, как врач, не понимаю такой халатности: да, дети падают у всех родителей и в любом возрасте, но, ведь родители должны сразу же привести ребенка к врачу и проверить состояние головного мозга. В своей практике я сталкивался с очень тяжелыми случаями: когда после падения с небольшой высоты у ребенка увеличивалось количество ликвора в межполушарном пространстве головного мозга и тот приобретал признаки аутизма. Поэтому, родители, будьте внимательны к здоровью своих детей».

    Большинство неврологических диагнозов, поставленных в первый год жизни, успешно корректируются. В противном случае – есть риск возникновения тяжелых состояний, неизлечимых в будущем.

    Осмотры врачом-неврологом необходимы на постоянной основе. Ведь, если в первый раз никаких отклонений от норм развития обнаружено не было, то они могут проявиться в последующие.

    Зачем врач-невролог стучит молоточком по коленам ребенка и водит им перед глазами на каждом приеме?

    Неврологический молоточек, молоток Тейлора или же перкуссионный (выстукивающий) молоточек – является важным элементом диагностики неврологических состояний. Посредством правильной работы молотка Тейлора можно уже на ранней стадии определить патологии глазного нерва у пациента, нарушение вестибулярного аппарата, заболевания головного мозга, патологии в развитии центральной нервной системы.

    Во время обследования молоточком, ребенок не испытывает никаких болевых ощущений – можете об этом не переживать. Но, и запрещать врачу выстукивать коленки крохе – не стоит.

    Можно ли ребенку до года смотреть мультики, давать телефон (чтобы там кроха смотрел мультфильмы) или же включать телевизор и таким образом отвлекать ребенка?

    Обратите внимание! Смотреть телевизор или же на телефоне детям можно исключительно с 2 лет.

    В частности, в 2 года ребенку можно просматривать телевизор 5-8 минут в день, в 3 года – 25 минут (не более!), в 4 года – 30 минут, в 5 лет – 35 минут.

    Специалисты-неврологи запрещают детям до года просматривать телевизор или же использовать в развитии гаджеты. Почему? Потому что в момент мерцания экрана телевизора центральная нервная система испытывает серьезную нагрузку. Мерцающий экран провоцирует возникновение у ребенка судороги, у него нарушается сон, снижается зрение. Не удивляйтесь, если после просмотра ТВ-передач ваш ребенок очень легко возбуждается, капризничает, нервничает, не слушается или же проявляет .

    Почему маленький ребенок не может спокойно спать всю ночь?

    Во время сна кроха полностью расслабляется, у него происходит восстановление энергетического запаса. Именно в ночное время происходит выработка гормона роста, начинается стимуляция головного мозга, развивается способность к запоминанию.

    Чтобы у ребенка наладился , необходимо днем чаще гулять с ним на воздухе, перед ночным засыпанием читайте вместе с малышом книги, пойте колыбельные. Нанесите на подушку, где спит ребенок, небольшое количество лавандового масла, старайтесь укладывать кроху в одно и тоже время.

    Другие вопросы, которые вы можете задать специалисту-неврологу:

    • Как должен развиваться ребенок в полгода, в год и т.д.?
    • Какой размер головы и окружность груди является нормой, а какой – патологией?
    • Как развивать речевые навыки у ребенка?
    • Что делать, если ребенок отстает в речевом, психо-эмоциональном развитии?