• Когда ломать вербу. Примета: верба в доме (пустила корни, можно ли сажать). Бьет до слез

    Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

    В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

    По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

    Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

    Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

    Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

    Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

    Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

    Приметы на Вербное воскресение

    Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

    Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

    На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

    Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

    Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

    Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

    Поверья на Вербное воскресение

    . Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
    Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
    Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
    «Вода, иди в землю вместе с головной болью».

    . В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
    Для этого сломайте веточку и скажите:
    «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
    До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
    Вербу положите за икону.
    Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

    . Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
    Они помогают в лечении многих заболеваний!

    . Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
    Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
    Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

    . Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
    Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
    благодарят её за службу и сжигают.
    Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
    вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

    . Почки, пушистики от вербы свяченой
    помогают при бесплодии женском и при энурезе.

    . Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
    и дать больным домашним животным — исцелятся.

    Всем, кто помогает своим близким отливками
    или другим методом снять порчу или полечить,
    пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
    3 почки вербы и запить святой водой.
    Потом сказать:
    «Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
    Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
    что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
    Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

    Обряды. Верба и её сила.

    Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

    Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

    Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

    По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

    В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

    Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

    В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.

    На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

    Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

    В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
    «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

    Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов.

    По мере того как приближается Вербное Воскресенье, приметы становятся особо важными и значимыми. В это время принято делать прогнозы практически на год вперед о погоде и будущем урожае.

    Лазарева суббота

    Еще один праздник, который отмечают в субботу Вербной недели, - Воскрешение Лазаря.

    Иисусу прислали весть, что его друг и сподвижник Лазарь из Вифании серьезно болен, и просили поспешить. Непонятно было, почему Христос не спешил. И лишь после известия, что Лазарь умер, он тронулся в путь.

    Когда он прибыл в Вифанию, то со дня смерти прошло уже четыре дня. Родные и близкие почившего были в глубокой скорби. Иисус же усердно молился возле пещеры, где похоронили Лазаря.

    Он взывал к Богу с просьбами совершить чудо. После молитвы отодвинули закрывающий вход камень, и присутствующие увидели чудо воскрешения. 4 дня назад Лазарь оказался живым.

    Лазареву субботу христиане празднуют с IV века. Спустя три с половиной столетия выработался определенный канон проведения богослужений в этот день. Песнопения во время службы указывают не на случайное чудо, а на важный символ укрепления веры.

    После заката, во время вечерней службы, начинают освящать ветки вербы. Это и есть начало празднования Вербного воскресенья.

    Праздник Вербное воскресенье

    Как уже писалось выше, Вербное Воскресенье по церковным канонам начинается с вечера субботы. Но основные службы и освящение вербы проводятся в воскресенье.

    Кроме всего прочего, на Руси этот праздник олицетворяет пробуждение природы после долгой зимы. Недаром северные славяне выбрали символом этого дня вербу. Дерево является предвестником весны. Как только солнце прогревает воздух, проклевываются на свет пушистые комочки. Именно они дарят веру в скорые теплые дни.

    Православные христиане с радостью встречают Вербное воскресенье. Как празднуют этот день в России? Люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Оцерковленные прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении. По возвращении домой принято слегка отстегать домашних вербой с пожеланиями здоровья и благодати.

    Освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки. Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.

    Если знать точную дату празднования, можно заблаговременно подготовиться. Как просчитать, какого числа Вербное воскресенье будет отмечаться в тот или иной год? Для определения даты нужно знать, в какой день будет Пасха. Ровно за неделю до Воскресения Господня отмечают вход Иисуса Христа в Иерусалим.

    Чего не нужно делать

    Вербное Воскресенье - значимый праздник для христиан. Любые работы в этот день нежелательны. Некоторые даже не рекомендуют приготовление пищи. В современном мире все намного упростилось. Есть такие службы и профессии, которые подразумевают ежедневное выполнение работы, вне зависимости от календарных дат. Но если нет особой нужды в каком-либо деле, то лучше, конечно, его отложить.

    В старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в этот день, так же, как и на Благовещенье. Понятно, что сейчас такое вряд ли возможно. Хотя обладательницам длинных локонов можно и соблюсти запрет. Заплетенные в косу волосы, прикрытые сверху косынкой, вполне могут обойтись сутки без расчесывания.

    Какие еще существуют запреты в Вербное воскресенье? Что делать совершенно недопустимо, так это предаваться чревоугодию. Конец шестой недели поста не подразумевает обильного застолья. Немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, рыба - вот основа праздничного стола.

    Традиции праздника

    Главной и основной традицией праздника является освящение веточек вербы. Считается, что их должно быть ровно столько, сколько человек в семье. У некоторых народов из этих веток плетутся семейные обереги. Сила их велика. Они защищают дом от недобрых людей и огня, спасают от ураганов и наводнений, от бедности, уныния и болезней.

    На Вербное Воскресенье приметы на погоду и урожай особо достоверны. Поколениями поддерживаются они в семьях. Особо важно это для жителей, занимающихся сельским хозяйством.

    Традиция закладывать в хлебцы монетки родом из Беларуси. Таким образом можно определить, кому будет сопутствовать удача и благополучие весь год.

    В отдельных областях принято вкладывать освященные ветви в гроб к покойнику. Эта традиция уходит корнями в самое начало христианства. Считается, что благодаря вербе можно войти во врата рая и там приветствовать Спасителя. Кроме всего прочего, дерево вербы является символом жизни и пробуждения.

    Традиционны вербные базары. Особо любят это развлечение дети, так как основным товаром являются сладости. Кроме этого, предлагаются приятные мелочи для хозяйства и все та же верба, собранная в букеты и украшенная лентами и бумажными ангелочками.

    Деревце, выращенное из освященной ветки, приумножает достаток в доме. Поэтому принесенные из церкви букеты ставят в воду и тщательно следят, не появятся ли корешки.

    Обряды и обычаи

    Многие народные приметы на Вербное воскресенье давно переросли в обряды, обычаи и ритуалы.

    Если вы живете возле реки, то попробуйте опустить веточку вербы на воду. Если она поплывет от вас, то в ближайшем будущем ожидается прибавление достатка в доме.

    Ветки, прикрепленные к крыше, защитят обитателей дома от болезней и душевных терзаний.

    Хлестание детей ветками в праздник - самый распространенный обряд. С каждым ударом наговаривается и пожелание здоровья.

    А вот еще один обычай на преумножение достатка. При полном запрете что-либо делать в этот день все равно рекомендуется посадить комнатное растение с толстыми круглыми листьями. Если цветок примется и будет бурно расти - можно быть уверенным, что богатство в дом придет.

    Обряды на Вербное Воскресенье - традиции, уходящие в глубину веков. Верить им, соблюдать ли - каждый решает для себя сам. Для одних это - принцип жизни, а для других - лишь красивое приложение к выходному дню.

    Использование освященной вербы в народной медицине

    Издавна считалось, что в вербе заключена огромная лечебная сила. Окропление святой водой приумножает ее в несколько раз. Как можно использовать веточки, принесенные из церкви в Вербное воскресенье? Что делать с ними для улучшения здоровья? Вот некоторые примеры использования вербы в лечебных целях:

    • Принимая отвар из веток, можно избавиться от головной боли, лихорадки, температуры, бессонницы.
    • Втирание отвара в больные места избавляет от ревматических болей.
    • Настой ивы на водке поможет справиться с кишечными инфекциями и расстройствами.
    • Листья способны заживлять раны.
    • Глотание освященных распустившихся почек помогает при бесплодии.
    • Младенцы спят спокойнее после купания в воде, настоянной на ивовых ветках.

    Верба в народной медицине используется повсюду, где она произрастает, и пользуется заслуженным уважением.

    Народные приметы

    Народные приметы на Вербное воскресенье давно вошли в обиход. Они передаются от старших к младшим и становятся частью нашей жизни.

    Спокойная солнечная погода обещает теплое безветренное лето и богатый урожай. Сильный ветер сулил прохладную погоду.

    Холодный, но ясный день давал надежду на урожайность яровых.

    Вербное воскресенье без заморозков повышает шанс на обилие фруктов.

    Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

    А еще в этот день принято мысленно призывать любимого человека, и встреча обязательно состоится.

    Каждый год уже много веков подряд церковь распахивает двери каждому, кто верит в спасение. Вербное воскресенье - праздник, символизирующий силу веры, ее возрождение. Ветки и букеты вербы приносят в дом спокойствие и защиту. Вслед за первыми солнечными лучами в сердцах зарождается надежда на лучшее. И пусть этот день таит много грусти, все равно он - предвестник Светлого Христова Воскресенья и спасения всего человечества.

    Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2018 году отмечать будем 1 апреля. У праздника несколько названий — Вход господень в Иерусалим, Вербное воскресенье и Пальмовое воскресенье. Расскажем об этом подробнее.

    История праздника

    Верующие люди говорят, что правильнее этот день стоит называть Пальмовым воскресеньем. И вот почему: согласно легенде, в 30 году нашей эры Иисус прибыл на своем верном осле в Иерусалим. Первым делом Спаситель отправился в храм, где исцелил страждущих от болезней и порч. Благодарности народа не было предела. Христа одарили одеждой и пальмовыми ветвями. Дело в том, что пальма у древних евреев считалась священным растением. Люди верили, что только она передавала земле магическую силу и, главным образом, влияла на плодородие.

    Однако христиане жили и в северных широтах – там, где нет тропических растений. И поэтому в России пальму заменили на вербу – предвестник весны. В Италии символом праздника считаются оливковые деревья. Во Франции – розмарин.

    Православная церковь уделяет празднику особое внимание неспроста. В этот день Христа встречали, аплодируя. До этого он три года ходил по городам с проповедями и зачастую ему негде было переночевать. Люди сторонились Спасителя. Не понимали, что перед ними сам Сын Божий. В Пальмовое воскресенье все изменилось.

    Традиции

    Главный символ праздника – веточки вербы. Верующие ломают их в субботу вечером и приносят в дом. Утром в воскресенье растения освещают в церкви. Считается, что после этого они становятся волшебными и оберегают от злых духов. Вербу также давали домашнему скоту. Если животное поест священное растение – это избавит от болезней.

    К обеду все собирались за столом. Хозяюшки подавали каши, гречневые блины и постную выпечку. Мясо исключено. Отмечать Вербное воскресенье не принято. Праздник, напомним, выпадает на дни Великого поста – период, когда душа очищается перед Богом. Поэтому чем тише пройдет – тем лучше.
    Уборка в Вербное воскресенье не приветствовалась. Женщинам даже запрещалось шить и вязать. Разрешалось пересаживать комнатные растения. Эта традиция сулила богатство.

    Веточками вербы лечили. Для этого предки хлестали больного человека по спине, приговаривая слова:
    «Верба, верба, вербочка,
    Золотая вербочка.
    А я вербой похлещу,
    И скажу присловье:
    Верба, дай, здоровья!».

    Эта традиция избавляла от болезней. А к женщинам, которые не могли забеременеть – прилетал аист.

    Куда девать освященную вербу

    Выбрасывать веточки вербы после праздника нельзя. В церкви советуют оставлять их дома возле икон и ровно через один год сжигать — избавляться от негативной энергии, накопленной за 12 месяцев.

    Также разрешается относить растение обратно в церковь и даже спускать по реке. А в Польше, Сербии и Беларуси вербу относили на могилы к умершим предкам. Главное, нельзя выбрасывать. Это предвещало бедность и болезни.

    • Если в Вербное воскресенье тепло и сухо – летом будет большой урожай фруктов.
    • Дует ветер – ждать холодного лета.
    • Ударил мороз – год принесет много пшеницы.
    • Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

    К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

    Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

    «Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

    В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба у нас в России то же, что пальмовая ветвь Палестины, уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

    Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

    Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо, Италия, середина XII в.

    Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

    Немало примет связано и с веточками вербы:

    • Если хочешь быть здоров, постучи по телу вербовым букетом.
    • Если девушка хочет выйти поскорее замуж, то до рассвета ей надо наломать веток молодой вербы, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
    • Чтобы удача сопутствовала в делах, нужно съесть три освященных почки вербы.
    • Чтобы защитить дом от бед, надо спрятать вербу над входной дверью.
    • Чтобы избавиться от головной боли — вплести вербу в волосы.
    • Сломать нечетное число веточек вербы — к здоровью, четное - к беде.
    • Выбросить сорванные веточки вербы — позвать к себе неудачу.
    • Найти на дороге вербу и взять ее в руки — к болезням.

    Новости СМИ

    Новости партнеров


    Вербное Воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) в христианском календаре отмечается как один из самых светлых праздников.

    В 2017 году Вербное Воскресенье выпадает на 9 апреля (его всегда отмечают за неделю до Пасхи). В христианской традиции в этот день принято вспоминать, как Иисус Христос накануне своей последней Пасхи въехал верхом на осле в город Иерусалим.

    Возникновение и значение Вербного воскресень:

    Праздник этот имеет непосредственное отношение к христианам и в церковной традиции носит название Вход Господень в Иерусалим .

    Почему же воскресенье вербное? И откуда произошло это название?

    В основе лежит появление Иисуса Христа в Иерусалиме. При входе в Иерусалим Иисуса встречали как Мессию. Поводом к этому послужило воскресение Иисусом умершего Лазаря, весть о котором уже разнеслась среди народа, а также совершенные им многочисленные чудеса. Иисуса восхваляли криками и встречали взмахами пальмовых ветвей. Спаситель въезжал в Иерусалим на ослице и молодом осле, покрытыми одеждами, как это и было предсказано пророком Захарией. В нашей стране пальмовые ветви были заменены на веточки вербы.

    Народ пел хвалебные песни, махал пальмовыми ветвями и усыпал путь цветами. В завоеванной Римом Иудее пальма была одним из символов добродетели и близости к Богу. Но у нас это дерево не растет. Зато первой после зимы оживает и распускается верба, поэтому с давних времен ее ветви использовали вместо пальмовых. Отсюда и название праздника – Вербное Воскресенье.

    Подготовка вербных веток была особым обрядом – накануне Вербного Воскресенья шли «ломать вербу», растущую именно на берегах рек.

    Если погода не благоприятствовала цветению вербы, ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к празднику они могли распуститься.

    Сейчас принято в этот день приходить в церковь с маленькими ветками вербы. Люди, держащие вербные веточки в руках, символизируют толпу, встречавшую Иисуса Христа в Иерусалиме взмахами пальмовых ветвей.

    В церкви в этот день положено вспоминать вхождение Сына Божия в Священный Город и прославлять его. Букетики вербы, принесенные прихожанами в церковь, освящаются во время Богослужения. После службы их забирают домой. Дома принято хранить их возле икон в течение года, до следующего вербного воскресенья.

    Как правило, в этот день принято избегать дурных мыслей, следует думать только о хороших и добрых делах, очищать свой ум от злых помыслов и проводить время в семейном кругу, заботясь о своих домочадцах.

    Традиции и обряды в Вербное Воскресенье:

    Еще в древности этот праздник отмечался с особым размахом, гуляние устраивалось во многих городах — Москва, Ростов, Новгород и другие. Однако с течением времени этот день стали праздновать более скромно. Но некоторые традиции бытуют и в наше время.

    Например, в ночь на Вербное воскресение принято проводить в храме освящая ветки Вербы, заранее сорванные около ближайших рек. Утром же было принято слегка бить ветками вербы своих детей со словами: «Не я бью, верба бьет!». Таким образом, родители очищали своих детей от сглазов, порчи, злых духов. Тот же обряд проводился и с взрослыми. Многие верили, что это поможет привлечь здоровье, быть более крепким и сильным.

    Надо заметить, что ветки вербы которые собирались нести в храм на освящение нужно срезать только с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. Также, согласно народным поверьям, в Вербное Воскресенье нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендовалось брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой, ведь по ночам на них могли отдыхать водяные и русалки.

    Также, чтобы никакая хворь и болезнь не прицепилась, люди проглатывали почки освященной вербы. Этот обряд использовали и для привлечения удачи в новых начинаниях. Многие в те времена перед тем, как начинать какое-то важное дело, съедали три почки.

    Девушки, которые хотели выйти замуж за определенного парня, весь день, с утра и до самого вечера думали об этом парне. И уже в скором времени готовились к свиданию.

    А вот, чтобы увеличить свой достаток, в древности люди сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а даже наоборот, верили, что вскоре ждут огромные финансовые потери. Поэтому этот цветок пытались хранить и ухаживать за ним особенно тщательно.

    Ветки вербы, принесенные из храма, хозяйки сохраняли целый год, и ставили их в переднем углу избы у иконы. Когда же весна вступала в свои права, то, люди выгоняли скот именно этой веткой. Согласно поверьям это способно уберечь скот от болезней.

    Когда же начинался посевной сезон, то на поле обязательно втыкали в землю ветки вербы. Так они верили, что это способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

    Многие женщины почки этого растения пытались сохранить на случай болезни. Когда же в доме кому-то нездоровится, то жены пекли пироги с почками вербы, добавляли их в воду и чай и ждали скорого выздоровления.

    Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где и устраивались пышные гулянья, продавали множество товаров и устраивали разные карусели и игры. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов (ветки вербы, украшенные ангелами).

    Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать и готовить горячие блюда. Поэтому женщины готовили для своих домочадцев заранее. При этом стоит отметить, что праздничный стол должен был быть умеренным, так как еще продолжается Великий пост.

    Несколько советов для подготовки к Вербному воскресенью:

    Для тех, кто живет в сельской местности, найти вербу не составит труда. Обычно она растет вблизи водоемов. Зачастую вербу путают с талиной и ивой. Отличительная особенность вербы в том, что она имеет красноватые веточки.

    Горожане могут купить веточки вербы. Обычно в Лазареву субботу (день до праздника) у метро можно встретить бабушек, торгующих вербой.

    Если приобрести вербу не удалось, то рассчитывать стоит на то, что в церкви тоже можно будет получить несколько веточек.

    Укрепи, верба, нам здоровье.

    Верба издавна почиталась славянами как священное дерево, а ее ветки наделялись магическими свойствами. Придя из церкви, освященной вербой слегка хлестали друг друга, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба» . Считалось, что дерево должно передать здоровье, силу и красоту человеку.

    Также в Вербное Воскресенье детей будили пучком освященной вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» Если ребенок хворал, его купали в воде, в которую опускали освященные ветки.

    При головной боли веточку вербы прикладывали к макушке или носили под головным убором. При суставных болях и ревматизме ветви приматывали к больным местам. Почки освященной вербы ели бесплодные женщины, чтобы забеременеть. Сережкам вербы также приписывалась целебная сила. Например, чтобы вылечиться от лихорадки, надо было съесть девять вербных сережек.

    Защити, верба, подаруй блага.

    Часто вербные сережки запекали в хлеб – для защиты. Либо готовили маленькие булочки или печенья в форме вербных почек, кормили ими членов семьи и домашних животных, оберегая таким образом от болезней и других напастей. В одну из булочек клали монету. Кому достанется – тот будет счастлив в грядущем году. Для девушки это предвещало скорое выгодное и счастливое замужество.

    Ветви вербы, как правило, хранили за образами. Прикрепляли вербу также к разным местам дома в полной уверенности, что ее ветки могут оберегать жилище, хозяйственные постройки и подворье от весенних гроз, грома и молнии, а также от злых духов и нечистой силы.

    Целебные и магические свойства верба сохраняла в течение целого года. Если к следующему Вербному Воскресенью оставались неиспользованные прошлогодние веточки, их не выбрасывали, а сжигали, бросали в реку или ручей, но только не в стоячую воду. То есть пруд и озеро для этого не подходили.

    Издавна на Руси существовало поверье, что воткнутая в землю освященная ветка вербы оберегает урожай, брошенная в огонь – укрощает пламя, брошенная против ветра – прогоняет бурю. В случае града ветви свяченой вербы выбрасывали на улицу. Верили, что таким образом можно утихомирить стихию.

    Если человек хочет стать более решительным и смелым, то он должен в воскресное праздничное утро вбить в стену дома колышек из вербы. Средство это если и не превратит в отважного храбреца, то, во всяком случае, избавит от робости.

    Приметы Вербного Воскресенья:

    – Нужно бить веточкой освященной вербы по спине – здоровый будешь весь год.

    – Чтобы исполнилось ваше желание – скушайте почку вербы.

    – Сегодня можно получить весточку от человека, о котором подумаешь.

    – Если сегодня вербную веточку посадить в землю рядом со своим домом, то это к миру и богатству. Кстати, можно в это воскресенье посадить фиалку – к любви, денежное дерево – к прибыли, а алое или каланхоэ – к здоровью.

    – Стоит обратить внимание и на погоду в это воскресенье. Ветер – лето с сильными ветрами, солнце светит ярко – урожайное лето на злаки и фрукты.

    – Если женщина хочет зачать ребенка, но у нее не получается – сегодня прекрасный шанс получить благословение Божье, чтобы забеременеть. Надо нарезать столько ветвей вербы, сколько полных лет ей на данный момент. С ними отправиться в храм для освящения. Дома вербу расставить в спальне, а одну ветку положить под супружеское ложе, которое использовать в ночь с воскресенья на понедельник. Ветки спрятать за икону и засушить.

    – Чтобы год был сытый, хозяйка пекла в этот день орехи из пресного теста, куда клала по изюминке и раздавала всем своим близким и дорогим людям. Также давала по орешку и животным, чтобы были здоровые и упитанные.

    – Непослушных детей сегодня били ветками вербы – они становились спокойные и покорные.

    – На Вербное Воскресенье смотрели на поведение птиц: если низко летали – следовало ждать переменчивую летнюю погоду, если высоко – жаркое и засушливое лето.

    – Небо тоже многое могло рассказать о будущем урожае. Чистое – урожай будет богатый, с тучами – уродят бобовые, облака кучевые – к урожаю картофеля и свеклы, облака перистые – хлеба много будет.

    – Животным в этот день готовили еду с добавлением вербных почек, тогда они дадут хороший приплод.

    – В Вербное Воскресенье готовили средство от алкоголизма – вербные почки настаивали в святой воде, а потом добавляли их в еду любителя выпить.

    – Поведение животных сегодня может рассказать, каким будет предстоящий год. Если коты устроили под вашими окнами концерт, то ждите веселое и радостное будущее, если же ваш кот ластится к вам – флирт, если же сегодня он проводит много времени в одиночестве, и даже когда вы его пытаетесь погладить – уходит – скорее всего, вы много времени проведете в размышлениях и думах. Собаки тоже могут предсказать, что ждет вас впереди – гавкает просто так – сплетни и пустые разговоры, если же начал гавкать на какого-то человека: женщина – вас захочет обмануть подруга, мужчина – проблемы с начальством. Если чужая собака рада вас видеть, то вы скоро познакомитесь с влиятельной особой, от которой будет зависеть ваша карьера и материальное благополучие. Ваш пес на вас много сегодня гавкает – ждите какую-то неприятность. Увидите ежика – значит, вы встретите преграду на своем пути.

    – Лихорадит в Вербное Воскресенье – в будущем узнаете что-то страшное, если же голова болит – придется много думать и размышлять, желудочно-кишечный тракт шалит – проблемы с детьми, сердечко напомнило о себе – любовные вопросы.

    – Сегодня нужно было просить Господа об исцелении себя и своих близких и ждать от него знаков. Если птичка будет стучаться в окошко или сядет на подоконник – ваша просьба услышана и будет исполнена, если же ворона начнет каркать – значит, вам и самому стоит приложить усилия для выздоровления – обращать внимание на симптомы, посещать врача, заниматься профилактикой.

    — Сажать вербу в Вербное Воскресенье – плохая примета. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» – то есть умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату.

    Вообще существует великое множество народных примет, связанных с Вербным Воскресеньем. Если оно ветреное, утренники морозные, то яровые будут хорошими. Если верба цветет хорошо, то пашня окажется удачной. Если на Вербное Воскресенье светит солнце, ждите богатый урожай фруктов и злаков.

    Этот день непростой, ведь верба – ветвь добродетели, а значит ее можно использовать в разных благих целях, что и делали женщины, мечтающие зачать ребенка, привлечь внимание противоположного пола, стать красивее и здоровее! Поэтому в Вербное Воскресенье проводили различные женские ритуалы.

    В канун Вербного Воскресенья заговаривают головные боли.

    В народной магии существует очень сильный заговор в Вербное воскресенье, который помогает людям, страдающим от мигрени.

    Чтобы навсегда избавиться от головной боли в праздник надо тщательно расчесать волосы, снять с расчески волоски и положить их в воду.

    Полейте этой водой вербу под Вербное Воскресенье и скажите такие слова:

    «Вода, иди в землю вместе с головной болью».

    Чтобы снять порчу или исцелиться , надо натощак съесть 3 почки освященной вербы и запить святой водой, потом произнести:

    Если вы православный человек, то до этого нужно причаститься.

    Чтобы в доме был мир да лад, на веточку вербы наговорите:

    «До тех пор пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».

    Положите ее за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку! Она должна храниться год, до следующего Вербного Воскресенья.

    Что делать со старыми, прошлогодними ветками вербы?

    Ими обметают все углы, окна, пороги, благодарят вербу за службу и сжигают.

    Ритуал при бесплодии.

    Женщина, которая хочет зачать ребенка, должна в одиночестве пойти в полдень субботы к водоему и наломать ветви вербы, затем положить их под матрас брачного ложа, где исполнить супружеский долг, а рано утром пойти в церковь, поставить свечи только за свое здравие и супруга и освятить ветки.

    Желательно, идя из храма, ни с кем не разговаривать. Дома отломать почки вербы и испечь с ними пресные булки, в каждую положить по три штуки. Дать мужу и самой поесть. Никому другому их кушать нельзя, поэтому испечь их столько, чтобы не оставалось и не досталось остальным членам семьи. Крошки дать птичкам. Ваша мечта скоро осуществится.

    Ритуал для привлечения мужчин.

    Девушка должна надеть на себя белое новое нижнее белье и пойти в Вербное Воскресенье в церковь, где поставить свечу за свое здравие. Для освещения веток нужно встать рядом с мужчиной, чтобы верба девушки и его могли соприкасаться. Отлично, чтобы и капли воды при освящении попали на них одновременно. Выходя из церкви, дать милостыню трем мужчинам.

    Дома вербу окунуть в святую воду и окропить себя ветками, принесенными из храма. После этого снять с себя нижнее белье и положить его в укромное место, а сверху выложить из почек вербы сердце.

    Ветки поставить в своей комнате и каждое утро просить их трижды такими словами о любви:

    «Верба, помоги, мне любовь найди».

    Как только появится в вашей жизни мужчина, надо взять почки, выложенные в виде сердца и испечь с ними пироги, которые дать парню. Белое белье тоже наденьте во время первой близости с этим мужчиной.

    Есть еще один вариант любовного заговора в Вербное Воскресенье.

    До восхода Солнца девушка должна наломать веточек с вербы и со всей верой и любовью заговорить их:

    «Как Вербное воскресенье в радость всему миру православному, так бы я была в радость моему милому, рабу Божьему (имя). Как ждет люд крестьянский звона колокольного к обедне праздничной, так бы раб Божий (имя) ждал меня, поджидал меня, в людской толпе искал меня, в окне выглядывал, всюду высматривал. И кидался бы, и бросался бы на встречной тропе и тянул ко мне руки белые. Как не будет Вербный праздник церковью забыт, так и не забудет меня никогда раб Божий (имя). Аминь».

    Заговоренные веточки девушка должна хранить у себя в спальне, пока не сбудется то, что она пожелала.

    Похожий способ любовного приворота на вербу существует в цыганской магии , известной своей необыкновенной силой. В праздник Вербное воскресенье сломайте несколько веточек вербы, принесите их домой и перевяжите красной тесьмой, приговаривая при этом:

    «Вербный узел мою любовь свяжет. Пока узел связан, никто мою любовь не развяжет. До тех пор пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня раб Божий (имя возлюбленного) не разлюбит, не забудет. Аминь» .

    Веточки вербы положите за икону и никогда не выбрасывайте, иначе вы сломаете жизнь и себе и своему любимому.

    Ритуал для красоты.

    Все девушки мечтают быть красивыми. В этом им поможет верба, освященная в воскресенье перед Великой Пасхой. Ветки нужно выбрать длинные, чем длиннее – тем лучше. Пойти на утреннюю службу, отстоять ее полностью.

    Во время освящения веток нужно попросить мысленно помощи стать краше у Высших сил, представить, что святая вода, которая попадет на лицо и тело, делает моложе, стройнее, привлекательнее и обаятельнее. С ветками выйти за ворота церкви, затем трижды поклониться и поблагодарить за помощь.

    Дома несколько почек оторвать и бросить в ванную, которую тут же принять. После выхода из нее побить себя ветками вербы – вы почувствуете, как ваше тело наливается неземной красотой и озаряется уверенностью в собственном очаровании. Ветки положить перед сном рядом с подушкой и переспать с ними.

    Ритуал для здоровья:

    Мало кто думает о своем здоровье, если оно не беспокоит, но все же Вербное Воскресенье – отличное время, чтобы поправить или поддержать его.

    Нужно срезать ветки до рассвета своими руками, а затем пойти в церковь с ними, где освятить. После дома попросить члена семьи, старше вас, отхлестать ими. Ваше тело с каждым ударом станет крепче и бодрее.

    Сегодня хорошо сходить в сауну или баньку, где провести все косметические процедуры – маски, скрабы, пилинг и т.п. А потом попросить своих подружек побить ветками вербы, освященными в церкви.

    И в третий раз опять взять эти же ветки и побить самостоятельно себя перед сном. Оставшиеся ветки вербы поставить в вазу с водой, когда на ветке появятся новые почки, тогда и ваше здоровье также расцветет. Чем больше почек – тем здоровее дух и тело!

    Заговоры в Вербное Воскресенье от болезни, порчи и сглаза:

    Чтобы снять порчу и сглаз, всех – детей, взрослых и даже скот – слегка хлестали в этот день освященными в церкви веточками вербы, приговаривая при этом:

    «Не я бью – верба бьет, верба хлест бьет до слез».

    «Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял. Как правда, что Вербное воскресенье чтут, так и правда, что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».

    Заговор в Вербное Воскресенье от болезни ребенка.

    Если болеет ребенок, окуните в заговоренную воду веточку вербы и обрызгайте ребенка.

    Заговор на воду:

    «На небе есть три звезды, как одну звать, не знаю, как другую звать, не знаю, а как третью звать – Богородица подсказала: (имя ребенка)» .

    Заговор читается 3 раза на ночь. Комната, где спит ребенок, обрызгивается святой водой, а также очищается церковной свечой – обходите все углы, крестя их 3 раза со словами:

    «Во имя Отца, Сына и Святого духа, и пресвятой Богородицы».

    Заканчивается очистка у двери.

    Обряд необходимо выполнять 3 дня подряд, на 4-й день выметите зло из квартиры веником на совок со словами:

    «Иди туда, откуда пришло, здесь тебе не жить и людей не донимать, век до веку здесь не бывать и нам не горевать. Аминь».

    Этот заговор прочитайте 12 раз, а вечером укройте ребенка, сбрызните одеяло святой водой со словами:

    «Довеку тебе не болеть и горя не знать. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

    Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

    По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

    В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

    По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

    Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

    Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

    Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

    Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

    Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

    Приметы на Вербное воскресение

    Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

    Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

    На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

    Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

    Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

    Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

    Поверья на Вербное воскресение

    Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
    Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
    Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
    «Вода, иди в землю вместе с головной болью».

    В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
    Для этого сломайте веточку и скажите:
    «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
    До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
    Вербу положите за икону.
    Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

    Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
    Они помогают в лечении многих заболеваний!

    Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
    Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
    Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

    Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
    Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
    благодарят её за службу и сжигают.
    Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
    вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

    Почки, пушистики от вербы свяченой
    помогают при бесплодии женском и при энурезе.

    Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
    и дать больным домашним животным — исцелятся.

    Всем, кто помогает своим близким отливками
    или другим методом снять порчу или полечить,
    пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
    3 почки вербы и запить святой водой.
    Потом сказать:
    «Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
    Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
    что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
    Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

    Обряды. Верба и её сила

    Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

    Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

    Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

    По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

    В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

    Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

    В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
    На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

    Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

    В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
    «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

    Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
    Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

    На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

    Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

    Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.