Психологи: заставлять ребенка читать нельзя. Ребёнок не хочет читать: Эффективные советы отчаявшимся родителям Надо ли заставлять ребенка читать
Каждый родитель сталкивается в своей жизни с этапом, когда ребенок готовится идти в 1 класс. Кто-то начинает подготовку с 5 лет, кто-то с 6, если ребенок идет в школу с 7 лет. Тем не менее, чтения не избежать. Как же мы поступаем с ребенком чтобы заставить его читать? Сколько нервов мы на это тратим? А почему? Зачем мы насилуем ребенка делать то, что он не хочет? Дело вот в чем, в настоящее время пришла эпоха “сравнения”, сравнения родителей. Что ни в коем случае не принесет пользу ребенку, а только вред, но мы об этом даже не подозреваем. Мы же смотрим на других детей и сравниваем со своими, и не дай бог наш чем-то будет хуже других! Так вот, еще не было случая, чтобы выпускник школы не умел читать . Все просто. Все дети разные, никогда не сравнивайте ребенка с другим, иначе у него будет занижена самооценка с детства, и он все время будет чувствовать себя хуже остальных. У кого-то хороший почерк, но он может медленно читать, кто-то пишет как “курица лапой”, но иметь такой мощный ум, кто-то плохо читает, переставляет буквы, но имеет настолько сильные творческие способности, что сам об этом пока не знает. Все дети уникальные и талантливые, просто не все родители могут разглядеть и раскрыть этот талант.
Способы мотивации к чтению
Многие пишут, что “Если вы читаете книги, то своим примером вы можете показать ребенку, что это интересно”. Хотя здесь я могу поспорить. Отец моего супруга очень начитанный человек, у него дома огромная библиотека, он знает каждую книгу, где она лежит и о чем она. Но это никак не отразилось на его сыне. Он просто не любит читать. Его интересовала техника и все, что связано с ней.
Ребенок сам должен прийти к любви к книгам. А главное - это книга, которую он выберет сам, а вы ему в этом поможете. Например, вы говорите:
- “Я видела у твоей подружки такую книжку красивую и интересную она читает, спроси как она называется”.
- “Посмотри, у нас в шкафу есть хоть какие-то интересные книги?”
- “Представляешь Маша читает такую же книжку, как мы тебе купили!”
Если у вас подходящей книги не нашлось, что удовлетворило бы ребенка, купите ту книгу, которую он выберет сам. С иллюстрациями и короткими текстами. У нас была дома книга, которую выбрала наша дочь, “Золушка”.
Я была удивлена, когда услышала из коридора, что она читает. Она увлеклась чтением. И в этот момент важно поддержать интерес. Присоединитесь, попросите почитать для вас, слушайте с интересом, дискутируйте. Сделайте ритуалом вечернее чтение, что вы заснуть не можете, насколько вам интересны дальнейшие события книги, а ребенок важный персонаж в этом. Только она (он) может так хорошо почитать для вас!
Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети перестают читать
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
- Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
- Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
- Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте.
- Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
- Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
- У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
- Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
- Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
- Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
- Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.
На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них - студенты.
Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка
Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?
Обычно дети отвечают так:
«Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»
Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» - девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» - мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.
«Рассказы, повести - это скукота»
Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.
Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора…», а не «Алису в Стране чудес».
«Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»
Лежать с романом на диване после работы - идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.
Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.
Как много читает ваш ребенок литературы?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Вообще не читает, кроме уроков 69%, 223 голоса
Читает пару раз в неделю по 15-30 минут 17%, 56 голосов
Читает примерно по 30 минут почти каждый день 8%, 27 голосов
Читает больше 1 часа каждый день 5%, 16 голосов
26.03.2019
Три характерные ситуации
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками. Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 , к 4 годам - самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
«Обучение чтению через компьютерные игры»
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений. Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг - тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим. Дети не погружаются в информативное поле произведения. Так читать их учат родители. Ведь мама просит просто прочитать, а не спрашивает, что ему понравилось, что запомнилось. Дети выполняют поставленную задачу полностью.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
На заметку! В начальной школе у учеников проверяют технику чтения. Многие родители думают, что самое важное - это читать быстро. На самом деле учитывается несколько параметров: скорость чтения, чистота (отсутствие ошибок), соблюдение логических пауз, понимание сюжета текста.
Варианты мотивации
Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.
- Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
- Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
- С раннего детства учите с малышом стихи. Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.
- Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
- Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
- Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
- Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
- Ведите беседы о том, что уметь читать - это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
- Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
- Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.
Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга - источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.
Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.
А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.
Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.
- Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
- Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.
- Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
- Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
- Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений. Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
- Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест. Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
- Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
- Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
- Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.
Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Но современные дети абсолютно не любят читать! И знакомые рассказывали про своих детей, и по своему ребенку вижу. Второй класс уже, а любовь к чтению так и не появилась. Зато есть любовь к ПЛАНШЕТУ и ТЕЛЕВИЗОРУ.
Сейчас по-тихонечку развиваю интерес ребенка к чтению разных книжек. Бесплатно, к сожалению, развить данный интерес не получится. Современные дети не любят читать старую литературу, даже СКАЗКИ старого плана им не интересны (может, конечно, у кого-то и любят, но многие - нет).
Решила, что вместо игрушек, теперь буду дарить красивые книжки. Сейчас вот «подсели» на вот эти книжки Холли - Веб и Дейзи Медоус (будет время, по-подробнее может про них напишу).
Что хочу сказать: ребенок реально заинтересовался ими. Уже заказала на Озоне (там дешевле, чем у нас в книжных магазинах) несколько штук в подарок.
Первый раз дочка увидела книжку Холли Вебб «Котенок Милли или с возвращением Леопард» в интернете, захотела сама ее почитать (заинтриговалась обложкой). Я скачала ей электронную версию книги бесплатно, но там был только фрагмент книги. Этот фрагментик она быстренько прочитала на планшете и захотела, естественно, продолжения истории. Полную электронную версию этой книги решила не покупать, а купить все таки - печатную (планшет итак у нее слишком часто в руках). Прочитала ее дочка - взахлеб! Сразу несколько глав (а не по одной, как обычно мы читаем), без просьб и уговаривания.
Как оказалось, у писательницы Холли Вебб еще масса книг, такого же плана, в основном, про котят и щенков. Современным детям младшего школьного возраста, как мне кажется, они будут очень интересны.
После подарила ей книгу «Бельчонок Софи или осторожно Драконы» писательницы Дейзи Медоус. Эта книга входит в серию «Лес дружбы», которую надо было бы начинать читать с первой книги «про Крольчонка». Но мы - то не знали! И все равно прочитали и было очень интересно (хотя если бы с первой книги читали, понятнее было). Теперь купили книгу про крольчонка, после закажу и про других зверей.
Эти книжки очень интересные, даже я прочитываю их! Решила теперь собирать всю серию «Лес Дружбы».
Книга Холли Вебб входит в серию «Добрые истории о зверятах» , однако читать эти книги можно по-отдельности независимо от даты выхода книги.
Книга «Дейзи Медоус» входит в серию «Лес дружбы» : начинать читать нужно с первой книги «Крольчонок Люси или Волшебная встреча» иначе будут «дыры» в понимании сюжета.
Если честно: книжки Дейзи Медоус из серии «Лес Дружбы» мне понравились даже больше, т.к. там сюжет наполнен волшебством и магией (люблю фэнтези). В книгах Холли Вебб сюжет более приближен к реальности и не много менее динамичный, но в этом тоже есть свой плюс.
В обоих книжках - красивая яркая обложка, крупный шрифт и плотные листы белой бумаги. Картинки есть, но они черно-белые (зато есть возможность, раскрасить их).
В любом случаем, обе книжки хорошие и, думаю, что буду их еще заказывать (вдруг ребенок полюбит все таки чтение).
Считаю, что чтение все таки полезно для детей:
развивает воображение и знакомит детей с новыми словами, фразами, учит, как правильно строить предложения, писать и даже говорить. Однако многие дети дошкольного и младшего школьного возраста не любят читать, им лучше посмотреть телевизор или поиграть в игры на компьютере/планшете.
Как считаете, нужно ли принуждать ребенка к чтению, если он не хочет этого делать?
Какие другие детские книги для младшего школьного возраста можете посоветовать?
Большинство с грустью констатируют, что современные школьники книгам предпочитают смартфон и телевизор. А , неизменно популярны в мамской среде.
У редактора сайт Натальи Ковтун, мамы 9-летнего Саши, альтернативный взгляд на детское чтение. Ребенок не хочет читать — и не надо. Найдется, чем занять его кроме книг.
Мой девятилетний сын не читает книг. Вообще.
Имеет запойно читающих маму и папу, но сам по доброй воле не прочтет ни строчки сверх школьной программы.
Мне говорят: как же так? Ведь чтение — это развитие всего: речи, интеллекта, воображения! Вот вам стотыщ статей о том, как приучить (мотивировать, заставить, нужное подчеркнуть).
Спасибо, отвечаю, но не нужно.
Все, что эти статьи советуют, мы давно применяем. Телевизора в доме нет, книги есть. Родители читают. Совместное чтение перед сном — вообще фетиш и инструмент для обоюдных манипуляций: «Если в 10 ты еще не в кровати, я не читаю». «Если ты мне не почитаешь, я не буду спать».
Сын любит истории в книгах. А буквы в книгах — нет.
Он родился и вырос в эпоху компьютерного интерактива. Заставлять его полюбить черные буквы на белом листе - это, примерно, как загонять назад в океан того динозавра, который первым отрастил себе легкие и вышел жить на сушу. Загонять и бубнеть, что все предки дышали, как положено, жабрами. А у него, видите ли, легкие, ему, видите ли, на воздух.
Возьмите те же компьютерные игры: тут вам и интеллект, и воображение, и творческий подход. (Компьютер? Как же так! Вот вам стотыщ статей, как отвлечь, запретить, отучить)
Давайте честно. Вы в детстве не мечтали о книжке, чтобы картинки в ней не мертво на листе лежали, а двигались, как в мультике? И показывали бы все, что на странице написано?
А еще лучше — чтобы сидишь ты, читаешь. А потом захотел — хоп — и ты в книге, в самой истории. Как герой в кино. И не просто делаешь, что там для тебя автор придумал, а сам решаешь, как поступать. Кому помогать, с кем бороться. Кого спасти, чтобы там, где все заканчивалось плохо, теперь закончилось хорошо.
Наши дети получили все это просто так, по праву рождения в цифровую эпоху. Их не удовлетворяют буквы на бумаге — их истории и сказки живут в совершенно других пространствах и масштабах. Они вольны сами выбирать себе роли и поведение. Они не потребители истории, а соавторы.
А мы пытаемся отобрать у них это право и вернуть к буквам на листе. Почему?
Потому что эти буквы написал кто-то, кого мы считаем умным и важным? Потому что мы сами когда-то читали эти буквы, и нам нравилось?
Или потому, что развитие интеллекта у нас ассоциируется с тягостной необходимостью, а никак не с развлечениями?
Возможно, мой ребенок перерастет свое отрицание книг, и поймет вкус чтения. А возможно и нет. Я не вижу в этом проблемы.
Зато вижу, что аудио-визуальную информацию он воспринимает не в пример легче текста. И что видео от ВВС дает ему больше, чем учебник природоведения. И что в своем Майнкрафте он усвоил больше английских слов, чем на уроках в школе.
Сюда же добавим прокачанное пространственное мышление и способность к логическим построениям, на которых держится Майнкрафт. И умение удерживать в голове подробные картины, и способность оперировать сложными процессами.
В голове — потому что планшет по расписанию, а планы на игру в голове крутятся нон-стоп. Приходится визуализировать и просчитывать действия чисто умозрительно.
Виртуальная реальность — это то, в чем мой ребенок уже круче меня. Еще несколько лет, и в некоторых вещах он безнадежно меня обгонит. Ваши дети обгонят вас тоже, независимо от того, сколько книг мы с вами прочли.
Незачем держать их за хвост и не пускать к новому, только потому, что они умеют больше, чем умели в их возрасте мы.
Поэтому я позволяю иногда подольше посидеть в игре, когда очень надо что-то срочно достроить. И сдерживаю себя, когда хочется упрекнуть: «Лучше бы полезным чем-то занялся».