Мастер-класс «Кукла в русском народном костюме. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта Для кукол русские народные костюмы
Часть четвертая. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели, как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.
Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.
Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.
Фотография нач. ХХ века
Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.
Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме. Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы населения.
Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни.
(Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. ).
Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.
Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.
Нечаев. Русские типы.
Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик).
Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.
Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.
Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят, а мужская — лишь до середины бедра, иногда до колена.
Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу — рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.
С. Бабюк. Сенокос
А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке ткани. Рассмотрите эти изображения.
В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.
Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
И. Билибин. Василиса Прекрасная.
Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.
А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.
Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно — русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.
Понёва – полотнище, заменяющее юбку, — обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником
Виноградов С.А. На работу 1895 г.
Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.
Женский костюм не мыслился без головного убора.
Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.
Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока, повойник, кокошник.
Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из — под головного убора.
По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосниками (КОСНИК) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 — 14 прядей- «плёток». Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением из бисера.
Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все — от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий. чертой, оберегающей тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре — совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами
Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.
Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.
Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.
К. Юон. Красный товар. 1905 г.
Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.
Вплоть до начала XX века подобные ткани в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).
Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к именинам, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.
Когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.
Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.
По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.
На кукле из Орловской губернии — холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.
Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.
Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по — кукольному выразителен.
Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.
С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь — например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.
Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г.
Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».
А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?
Продолжение следует…
наталья попович
Нравственное воспитание - один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Родине. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города , о культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям - это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Кто-то подумает, что это сложно, ведь не у всех есть швейные машинки, но, уверяю вас, сделать чудесный костюм можно и без машинки , главное, чтобы было огромное желание и терпение ну и,конечно, творческое воображение (как нам без него) . Предлагаю подробную технику выполнения куклы в праздничном русском народном костюме из простых , подручных материалов без использования швейной машинки.
Используемые материалы :
Ткань : красный атлас, белый капрон или любой белый материал
Тесьма декоративная, жаккардовая,
Нитки, иголка,
Проволока,
Метр, карандаш, ножницы, клей-пистолет.
В детском саду я взяла куклу , вымыла её, расчесал - и получилась у меня вот такая красавица :
Затем приступила к реализации своего плана. Так как швейной машинки у меня нет, шила все руками. Если что-то не так, не судите строго.
Наш народный костюм будет состоять из нижней белой сорочки с отделкой, трусов, верхнего красного платья (сарафана) и кокошника.
Идею выкройки кофточки взяла дома : у меня две девочки и, естественно, у них есть куклы , взяла одну из кофточек и расшила (потом сшила её обратно, пока мои девчонки этого не видели, иначе была бы трагедия мирового масштаба, сделала выкройку из бумаги по размеру моей куклы , затем перевела ее на материал. Получилась вот такая деталь.
Чтобы выкройка не двигалась, закрепляем её иголками и обводим.
Переводим выкройку справа, затем переворачиваем и обводим левую часть. Вырезаем деталь. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу . Думаю, получилось неплохо. Деталь единая, сшиваются только боковые швы, но сшивать будем позже, когда сделаем рукава.
В отделке воротника я использовала красную тесьму, (хорошо, что сейчас с выбором данного материала нет проблем, что понравилось, то и купила) просто пришила её по кругу, и получился воротник-стойка.
Так же как и на рубашке, на рукава пришиваем тесьму, предварительно сняв мерки с руки куклы :
Описываю свои действия подробно, может, кому и пригодится данный материал. Идем дальше : втачаем рукава в рубашку и сшиваем её (рубаху) и рукава, можно примерять на куклу . Застежку на рубашке не делала, просто запахнула её и все, расстегнуться ей не даст сарафан. Получилась вот такая красота…
Переходим к шитью самого сарафана. Измеряем рост куклы и отрезаем прямоугольник с учетом будущих складок на сарафане.
Выбираем цветовую гамму украшений. Я выбрала жаккардовые и декоративные тесемки, так как для меня это проще, потому что их можно незаметно приклеить термо-клеем. Накладываем на материал тесемочки и ленточки, приступаем к работе. В начале тесемки посадила на клей (точечно, вот только фото не сделала, чтобы они не ездили по материалу, затем пришила.
Сшиваем деталь, но не до конца, оставляем место для будущей застежки.
Регулируем длину по верху, так как низ уже отделан. Делаем необходимые сборки по фигуре. У нас сарафан, поэтому притачиваем к верху юбки пояс и лямки, можно примерять. Для пояса и лямок использовала, такую же тесьму, как и на самом сарафане. Застежку пришиваем после того, как примеряли сарафан. В качестве застежки использовала кнопку, можно пришить липучку, даже, наверное, получиться еще и лучше (я так думаю) . Вот такой сарафан у меня получился.
Плавно, мы дошли до последнего изделия – кокошника.
Здесь нужна фантазия,за основу берем проволоку, но не очень толстую, чтобы кокошник был гибким. Обмеряем голову куклы и скручиваем вот такой каркас.
Чтобы кокошник держал форму, нужно обтянуть его чем-то прочным. Атлас – материал легко мнущийся, наклеивать его на картон не хотелось. Идею мне подсказала коллега, делюсь ею с вами : у каждой хозяйки, наверняка, найдется дома желатин, разводим его и замачиваем в нем материал (желатин брала листовой, его проще использовать, растворила в небольшом количестве воды две пластинки, после чего сушим на ровной поверхности., получается просто отлично. Во – первых, материал стал практически как картон, во – вторых, перестал распускаться по краям, ну и, в – третьих, выкраивался просто чудесно!
Когда материал готов, переходим к следующей фазе нашей работы : при помощи термоклея фиксируем наш каркас на материале.
С обратной стороны делаем все точно так же, но вырезаем немного больше нашего кокошника, чтобы было проще и незаметнее наклеить декор по кругу.
Для декорирования я использовала тесьму из паеток. При украшении даем волю фантазии и получаем вот такую красоту :
Наш кокошник готов, можно наряжать красавицу.
О главном я забыла, нижнее белье делается просто : делаем выкройку по кукле , вырезаем и сшиваем по бокам и середине (фото, к сожалению, я не сделала, можно сделать из белого детского носка, так еще проще, сшивается только середина, думаю, вы разберетесь с этим сами.
Главный момент : наряжаем нашу красавицу и получаем массу удовольствия от проделанной работы! Я думаю, получилось даже отлично, не хуже куклы , купленной в магазине.
Всем успехов и творческих идей в реализации своих проектов!
ирина курка
Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .
Используемые материалы :
Пластиковая бутылка -1 литр,
Синтепон,
Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,
Пряжа черного или коричневого цвета,
Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,
Эскиз костюма .
Описание работы :
Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .
Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.
Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.
Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.
Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.
Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.
По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.
Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.
Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками
Выворачиваем, получается как платье.
Надеваем его на куклу .
Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.
Сшив все детали, примеряем на куклу .
Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.
Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.
Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.
Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.
Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .
В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.
Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.
Спасибо за внимание!
Кукла своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер класс Кукла в русском народном костюме для младших школьников
Автор: Полина Солдатенкова 11 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: участие в творческих выставках, оформление интерьера, подарок.
Цель: создание куклы в русском народном костюме.
Задачи:
-познакомить с технологией изготовления пластилиновых кукол;
-совершенствовать навыки лепки и росписи изделия;
-воспитывать интерес к истории и традициям русского народного костюма.
Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о народном русском костюме - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок. Во многих уголках нашей необъятной Родины национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.
Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.
Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. По мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.
Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - "портки". Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.
Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII века носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. "Сарафан - собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами".
В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII века. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII века. Начиная с XIX века и до 20-х годов ХХ века сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.
Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей.
Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя.
Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. На поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.
Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. "Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", "распоясался", означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения". Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом ("под брюхо"). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.
Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.
Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец.
Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хоть прядь волос.
Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники - все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры - со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.
Платок, который носили русские женщины - это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.
В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили - стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти, известные повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками - гасниками.
Из шерсти катали коты, валенки, чуни, к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.
Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.
Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Право на "взрослую" одежду дети получали только после обрядов инициации. Этот обряд был связан с древнерусской богиней Бабой-Ягой, которая считалась защитницей и берегиней детей.
В древнеславянской культуре люди видели в Бабе-Яге Великую Мать-великую могущественную Богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. В те далёкие времена Баба-Яга распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.
Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда "детей" в разряд "молодёжи", многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии.
Материалы и инструменты:
-стеклянная бутылка
-старый пластилин
-зубная паста
-гуашь
-кисти
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-лак для волос
Ход мастер-класса:
Сначала нам необходимо облепить бутылку тонким слоем пластилина.
Затем скатываем большую овальную форму и размещаем её на горловине бутылки, пальчиками формируем голову. Далее скатываем тоненькие колбаски, из них будем делать нашей кукле волосы. С передней части-чёлку, а сзади пробор для косы.
Далее скатываем большие и длинные колбаски, сплетаем их в косу и примазываем к основанию шеи куклы.
Кокошник лепим из не очень тонкой треугольной лепёшки. Для рук скатываем колбаски, тщательно примазываем все детали к изделию. И нам понадобятся ещё несколько тонких колбасок для выделения границы горловины рубахи и сарафана. Внизу куклы с помощью расплющенной колбаски вылепливаем подол платья. Способом прищипывания формируем носик.
Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол"-уникальная книга о русской народной одежде от времен Древней Руси до начала ХХ века. Вместе с детьми вы откроете для себя удивительный мир русской народной культуры, рассмотрите все детали русского костюма на удивительных авторских куклах лучших российских мастеров-кукольников, и сможете своими руками, следуя подробным мастер-классам, создать несложных текстильных кукол в аутентичных нарядах. Помимо ценнейших исторических сведений, рукодельницы найдут в книге выкройки в натуральную величину и подробное описание моделей исторической одежды разного уровня сложности - от кокошника до кафтана и даже сапог. С некоторыми из них справится даже начинающая мастерица, а некоторые требуют навыков шитья и моделирования. Однако следуя советам автора, освоить это мастерство не составит большого труда. Отдельный подарок - глава о нарядах русской знати, привносившей в западную моду национальный колорит: "русские рукавчики", придуманные Екатериной II, кокошники, шубы, ферязи, летники, высокие боярские шапки. Добро пожаловать в мир самобытного русского искусства!
О книге
Уникальная подарочная книга: Энциклопедия "Русская народная одежда в образах авторских кукол" !
Впервые богатейшая история русской народной одежды, от крестьянского сарафана до царскогго костюма, представлена так полно и так красиво, проиллюстрирована удивительными авторскисми куклами лучших российских авторов.
А самое главное - в книге даны мастер-классы и уникальные выкройки, которые позволят сшить текстильную куклу и одеть ее в русский костюм самостоятельно. Даже признанные мастера оценят богатый набор шаблонов и выкроек, представленных автором впервые.
Такая книга должна быть в каждом доме, ведь знать и помнить традиции своего народа очень важно для всех, особенно для подрастающего поколения. Кроме того, эта красивая, большая и богато проиллюстрированная книга - замечательный подарок к любому празднику.
- От автора
- ВВЕДЕНИЕ
- НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
- ЮГА РОССИИ
- Понёва
- Передник
- Навершник
- Шушпан
- Обувь
- Народные костюмы России Малыя и Белыя
- НАРОДНЫЙ КОСТЮМ СЕВЕРА РОССИИ
- Сарафан
- Душегрея
- Капустные вечерки
- Зимние посиделки
- Свадьба
- Мужской костюм
- Городской костюм
- Зимняя одежда
- Женские головные уборы
- КОСТЮМ РУССКОЙ ЗНАТИ
- Старорусские одежды знати
- (XV-XVII вв.)
- Мужской царский, дворянский
- и боярский костюм
- Женский царский, дворянский
- и боярский костюм
- Петровские нововведения
- Мрачное десятилетие
- Анны Иоанновны (1730-1740)
- Эпоха Елизаветы Петровны
- (1741-1761)
- Золотой век Екатерины II
- XIX век
- Серебряный век
- Последний костюмированный бал русской знати
- ШЬЕМ КУКОЛ И КОСТЮМЫ
- Несколько советов
- по созданию куклы
- Молодушка. Простая кукла
- для начинающих
- Дед Кокованя и Дарёнка. Несложные текстильные
- куклы
- Полушубок с ассиметричной
- застежкой
- Сапоги для Ивана-царевича
- Ботфорты для Петра I
- Аксессуары
- ВЫКРОЙКИ
- ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
- Алфавитный указатель
Отзывы
Моя дочь просто "пропала" в этой книге. Ей 12. Огромное спасибо автору! Это не только полезное чтение и для детей, да и что греха таить, для меня тоже, я половины названий не знала, стыдно, но как выяснилось, еще и увлекательное! Сначала мы сделали доклад по теме русской одежды для школы. А теперь она часто просто сидит и листает книгу, рассматривает картинки, потому что книга получилась удивительно атмосферная. А еще мечтает повесить на стену репродукцию картины художника, которую увидела в книге. Куклы на качелях просто блеск! Невероятные! Всем, кто ищет подарок для друзей, очень рекомендую! Особенно если у них есть дети школьного возраста.
Семенова Валентина
Книги Лидии Мудрагель - всегда праздник для творческих людей и для всех, кто обожает миру кукол и игрушек. В моей библиотеке есть все книги этого замечательного Мастера. Но этот экземпляр - просто находка! Конечно, это не энциклопедия (по истории костюма существует множество более информативной и точной литературы), но, тем не менее, решение по изготовлению именно кукольного костюма, пусть даже немного условное, мне лично очень понравилось. Для подробного изучения и пошива исторического и военного костюмов не для кукол, а именно для людей, конечно же, эта книга не годится. (В моей библиотке важное место занимает литература по истории костюма, аксессуаров и обуви, в том числе и специфическая - по национальным костюмам регионов России). На мой взгляд, стоимость и содержимое книги "на пять"! Некоторые решения, в особенности - метод штамповки и росписи кукольного платья - меня приятно удивили: так просто, оказывается, это можно сделать. Книжку не только приятно держать в руках, но и глаз радуется: шикарные иллюстрации, небольшой экскурс в историю русского костюма (со времен Древней Руси до начала 20 века). Радует и подача материала, и количество полезной информации. Также в разделе "Шьём кукол и костюмы" автор вкратце предоставляет материал, точнее, советы по созданию куклы, изготовлению каркаса, утяжке кукольного личика, созданию паричка. Схемы, выкройки и последовательность сборки прилагаются. Выкройки исторических костюмов и обуви в книге тоже предусмотрены. Книга - практическое руководство к действию! Структурирована тоже довольно грамотно. Состоит из следующих разделов: "Народный костюм юга России", "Народный костюм Севера России", "Костюм Русской знати", "Шьём кукол и костюмы", "Выкройки", "Основы цветоведения". Огромным подарком и украшением книги стали фотографии авторских кукол Екатерины Тарасовой, Светланы Никульшиной и других авторов. Очень рада, что купила этот шедевр для себя, любимой! Эту книжку приятно получить в подарок. Цена очень порадовала, особенно, если сравнивать с другими сайтами. Работы известных мастеров-кукольников, представленные на фото, вдохновляют и поражают детализацией художественного образа, костюма. Книга будет интересна не только мастерам, занимающимся изготовлением кукол и игрушек, но всем, интересующимся данным направлением. Поэтому, друзья, книгу рекомендую! А я немедленно иду, вдохновившись, заканчивать образ своей новой куклы Машеньки - костюм у неё теперь будет удивительно народным!
Риша
Svetlana Birukova
Великолепная идея и очень крутое исполнение! Красота неописуемая, но и информации много очень - читать и читать.И как подарок прекрасный вариант - и эффектно, и небанально
Dirk Moske